Эксперт: топливный демпфер может быть отменен

21 июня 2021

Так как данный механизм в текущем году уже трижды продемонстрировал свою несостоятельность

Эксперт: топливный демпфер может быть отменен

Стоимость дизельного топлива на прошлой неделе обновила исторический максимум: тонна торговалась по цене в 53 000 рублей. В Российском топливном союзе скачок цен связывают с увеличением потребления и предлагают увеличить норматив биржевых продаж примерно в 1,5 раза либо вернуться к теме изменения демпфера.

Ранее в Правительстве РФ уже обсуждалась возможность изменения демпфера по дизелю, однако решение в итоге так и не было принято. Между тем демпфер может быть изменен для бензина. Соответствующий законопроект Госдума приняла 15 июня во втором чтении. В соответствие с документом базовая оптовая цена бензина, при превышении которой выплаты будут идти из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям, снизится.

Как отметил в комментарии «Логирусу» вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, цену на дизельное топливо никто менять не будет. Так как она формируется в результате биржевых торгов.

– Впереди летний сезон. А это увеличение объемов сельхозработ, отпуска, поставки по северному завозу. Дешеветь летнее дизтопливо начнет только в сентябре, – считает эксперт. – Влиять на цену кроме спроса может и ограничение предложения. Если текущие биржевые котировки будут ниже, чем экспортные, поставщикам выгоднее реализовать топливо за рубеж, чем реализовать внутри России.

Дмитрий Гусев подчеркнул, что демпферный механизм должен быть отменен, так как он показал неспособность помогать рынку нефтепродуктов только в текущем году уже трижды.

– Изменение демпфера – это попытка увеличить маржинальность нефтепереработки, – уверен эксперт. – Но это все опаздывает на несколько месяцев. Да и на рентабельности розничной реализации нефтепродуктов это никак не сказывается. Цены у нас не регулируются. Только установлены пределы розничной цены (таргетирование). Оптовые цены находятся в свободном полете. Любой разумный предпринимать в таких условиях давно должен был задуматься о переходе на метан.

По мнению главного аналитика по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг» Андрея Дьяченко, если говорить о розничных ценах, то в ближайшей обозримой перспективе они продолжат рост.

– Механизмы регулирования рынка фактически стимулируют цены двигаться вверх с темпами, близкими к потребительской инфляции. В такой ситуации снижение может быть только в случае затоваривания из-за падения спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но даже в такой ситуации снижение будет носить относительно непродолжительный и неглубокий характер, – отметил Дьяченко.

Если же рассматривать крупнооптовый рынок, то здесь динамика котировок носит значительно более рыночный характер, добавил эксперт. Колебания подвержены влиянию сезонных факторов, изменению спроса на экспортных направлениях, объемов предложения как на отдельных НПЗ, так и по рынку в целом. По совокупности этих факторов текущие котировки уже выглядят как «перегретые», то есть, близкие к своим локальным максимальным значениям, считает Андрей Дьяченко.

Таким образом, возможно, котировки еще подрастут, но потенциал роста на ближайший месяц-два выглядит ограниченным, считает эксперт.

По мнению господина Дьяченко, на рост цен может повлиять в первую очередь рост спроса. Темпы восстановления мировой экономики вселяют оптимизм, но стоит помнить, что частично такие темпы удалось показать в том числе и за счет относительно низких цен на нефть и нефтепродукты в 2020-м.

– Если бы котировки держались на текущих уровнях на протяжении всей пандемии, боюсь, что темпы восстановления никого бы не обрадовали. Поэтому дальнейший рост котировок на топливо – это уже сдерживающий фактор для мировой экономики, который будет давить на конечный спрос. Еще один фактор, поддерживающий рост котировок – это ограничение предложения. Текущий баланс мирового рынка – рукотворный, созданный в значительной степени благодаря соглашению нефтедобытчиков, – заявил главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг».

Есть и другие факторы, сдерживающие рост предложения, добавил эксперт. Все еще есть логистические проблемы, не позволяющие работникам свободно мигрировать, а компаниям набирать достаточное количество персонала. Есть и законодательные ограничения, связанные с переходом к «декарбонизированной экономике», не дающие компаниям Европы и США наращивать добычу.

– Несмотря на внушительные темпы роста возобновляемых источников энергии, зависимость мировой экономики от углеводородов остается высокой. Технологический переход займет время, но крупные международные компании уже перенаправляют долгосрочные инвестиции в пользу новых источников энергии. Это ведет к снижению предложения, направляя спрос в сторону таких стран, как Россия. А значит оказывает дополнительное повышательное влияние на внутренние цены, – заявил Андрей Дьяченко.

Кстати, эксперт также склоняется к мнению о том, что с точки зрения экономики демпферный механизм правильнее было бы отменить.

– Надо было бы приложить усилия для формирования рынка независимых розничных операторов хранения и продажи (нефтебазы и АЗС). Но к сожалению, структура распределения производственных и транспортных мощностей у нас такова, что в части регионов есть монополист или доминирующий игрок. И тут без вмешательства регулятора никак не обойтись. Регулирование через антимонопольное законодательство не столь эффективно, как регулирование через налоги. И все же, двигаться в сторону рыночной системы, на наш взгляд, необходимо. Для этого нужно повышать долю биржевых продаж со стороны нефтепереработчиков. Это поможет развитию розничного сегмента, повысит конкуренцию и уже через это будет давать сдерживающий эффект для цен на бензин и дизельное топливо, – резюмировал главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг».

Напомним, ранее аналитик группы компаний «ФИНАМ» Сергей Кауфман ранее прогнозировал, что стоимость дизеля и бензина в 2021 году будет расти в пределах инфляции. LR

Тэги: дизель, демпфер, тарифное регулирование, прогнозы, Петролеум Трейдинг, Независимый топливный союз







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх