Севморпуть должен стать более «всеядным» с точки зрения грузопотока

29 апреля 2020

Так как сейчас 95% перевозок приходится на вывоз полезных ископаемых

Севморпуть должен стать более «всеядным» с точки зрения грузопотока

Необходимо расширять спектр грузов, которые перевозятся по Северному морскому пути (СМП), а также улучшать портовую инфраструктуру. Об этом на заседании дискуссионного клуба «Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА) заявил директор консалтинговой компании «Гекон», член научно-технических советов Минприроды и Минтранса России. Михаил Григорьев.



По оценкам эксперта, на данный момент 95% грузопотока по СМП приходится на вывоз полезных ископаемых из Арктики, а северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5%. При этом еще в советское время существовали определенные трения между «речниками» и крупнотоннажными морскими судами, напомнил заместитель ректора СВФУ (Якутск), к.э.н., член-корреспондент Российской инженерной Академии Александр Кугаевский. По его словам, Севморпуть станет для Якутии «поясом жизни», только если на нем будет существенный трафик судов класса «река-море», которые смогут транспортировать грузы вглубь материка.

Кроме того, в 1990-х были свернуты работы по созданию лихтеровозной системы, которая являлась очень перспективной для российских арктических территорий, добавил Александр Кугаевский. Сущность данной технологии заключается в следующем: товары загружаются в лихтеры (LR. грузовое безэкипажное несамоходное морское судно с водонепроницаемым люком), которые транспортируются с причала до судна при помощи буксира. Далее лихтеры при помощи механизмов, которыми оснащен лихтеровоз, поднимаются и расставляются на борту. По прибытию к порту назначения лихтеры сбрасываются на воду и аналогично транспортируются до причала с помощью буксиров. При этом данная технология перевозки позволяет доставлять грузы на мелководные необорудованные речные или морские причалы, а также осуществлять транспортировку и по мелководным рекам, и в межконтинентальном сообщении.

Однако при развитии Северного морского пути надо понимать, что этот проект длительный, и его влияние на экономическое развитие прилегающих территорий будет возрастать постепенно, уверен координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

– Примером является Транссибирская магистраль, которая строилась как дорога на Дальний Восток, а стала драйвером экономического развития всей прилегающей к Транссибу территории. Бассейновый принцип территориального развития, который принят в Якутии, могут взять на вооружение и другие арктические регионы. Такие реки, как Обь, Енисей или Лена, исторически представляют собой не только природные, но и экономические экосистемы, – резюмировал эксперт.

Напомним, в январе Правительство РФ утвердило план развития инфраструктуры СМП до 2035 года. Для обеспечения судоходства в арктических морях предполагается построить целый флот, принадлежащий государству. В течение двух лет, с 2022-го по 2024-й в эксплуатацию должно быть введено 16 спасательных и 13 гидрографических судов. Отдельной строкой в документе прописаны сроки строительства атомных ледоколов. Четыре судна проекта 2220 «Арктика» планируется сдать с конца 2022-го по конец 2026 года. В декабре 2027 года должен быть построен головной ледокол проекта «Лидер» мощностью 120 мегаватт, способный прокладывать путь во льдах толщиной до четырех метров. Еще два таких атомохода стоят в плане на 2030-2032 годы. LR

Фото: ПОРА

Тэги: Северный морской путь, морские перевозки, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх