Северо-Западу нужен «средний тоннаж», а Дальнему Востоку – специализация
28 марта 2024Однако эксперты затрудняются оценить, как новая стратегия развития судостроения отразится на стоимости судов для российских заказчиков
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предложила правительству строить свою долгосрочную стратегию до 2035 года на основе двух сценариев: антикризисного («казенное судостроение») и приоритетного («судостроение 4.0»), сообщает «Коммерсантъ». В целом был одобрен второй сценарий.
Выручка ОСК в 2023 году составила ₽400 млрд, из которых доля гражданского судостроения – 17%. В материалах к стратегической сессии отмечается, что компания строит с убытками и при этом медленно и дорого для заказчика. Цель до 2035 года – рост выручки в 3-5 раз, выход на безубыточность.
Первый сценарий предполагал минимизацию затрат, для того чтобы вывести компанию на безубыточность. В нем делался упор на заказах с критическими технологиями (гособоронзаказ, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками для «Росатома»). Предлагалось сократить число убыточных верфей в Калининграде, на Дальнем Востоке, в Крыму и в Волго-Каспийском бассейне.
Одобренный правительством вариант предполагает увеличение господдержки, модернизацию текущих верфей с их одновременной специализацией на определенном типе судов, расширение компетенций в морском приборостроении и машиностроении и строительство новой среднетоннажной площадки на Северо-Западе.
В этом сценарии неэффективные верфи Калининграда, Крыма и Дальнего Востока (Амурский и Хабаровский ССЗ, «Восточная верфь»), возможно, будут специализированы. Это, по мнению авторов стратегии, позволит им добиться серийности. Наиболее эффективные площадки – «Севмаш», ЦС «Звездочка», верфи Санкт-Петербурга и «Красное Сормово» – могут оставить многопрофильными. Они, помимо гособоронзаказа, продолжат строить уникальные суда – например, ледоколы, плавучие атомные блоки, блоки шельфовых платформ.
На новой верфи на Северо-Западе предлагается строить суда дедвейтом 15-70 тыс. тонн, прежде всего балкеры и танкеры, но также и контейнеровозы, рефрижераторы, паромы. Предполагаемый срок ввода – 2031 год.
При сценарии полной перезагрузки отрасли ОСК рассчитывает увеличить производительность в пять раз, до 1 тыс. судов к 2035 году. С 2011 по 2022 год компания произвела 201 судно, в 2023 году передала заказчикам 25 судов, план на 2024 год – 36 судов.
Стоимость реализации второго сценария, схема его финансирования, а также гарантии верфям ОСК стабильного заказа – на совещании предметно не обсуждались. Сводную инвестиционную программу ОСК, включающую финансирование модернизации мощностей и строительство новых, планируется доработать к июню.
По итогам сессии, по словам источников «Ъ», будут даны поручения до конца года проработать меры по поэтапной защите рынка от поставок иностранных судов и судового комплектующего оборудования. Одновременно предполагается расширить программу льготного лизинга судов.
Сразу после передачи ОСК в ВТБ речь шла не только о стратегическом развитии корпорации, но и о ее финансовом оздоровлении. Предыдущий глава ОСК Алексей Рахманов оценивал убытки за 2022 год в ₽20 млрд в год, однако собеседники «Ъ» говорили, что сумма накопленных убытков в разы выше. Глава ВТБ Андрей Костин еще осенью 2023 года, когда аудит ОСК только начинался, упоминал, что объем финансовых проблем корпорации превышает изначальные ожидания.
В предыдущие годы Алексей Рахманов неоднократно жаловался на то, что Минобороны, ключевой заказчик ОСК, неохотно пересматривает сметы по своим проектам, а их сдача задерживается из-за долгих испытаний систем вооружений смежниками.
Впрочем, в гражданском судостроении корпорация сталкивалась со схожими проблемами и по строительству атомных ледоколов ЛК-60, и по созданию траулеров и краболовов для российских рыбопромышленников.
Предполагалось, что убытки по головным образцам будут затем компенсированы прибылью при строительстве последующих судов, однако санкции 2022 года на судовое оборудование привели к необходимости резкого изменения проектов, и серийности добиться не удалось.
Многие заказчики сейчас хотят уйти в Турцию и Китай из-за высоких цен и несоблюдения сроков строительства на российских верфях, отмечает Надежда Малышева из PortNews. Также в отдельных случаях в РФ страдает качество из-за несогласованности взаимодействия проектировщиков и строителей. И резюмирует, что планы ОСК дают больше преимуществ для государственных заказчиков, в то время как частным компаниям придется гораздо сложнее.
Напомним, по оценкам SBS Consulting, российскому судостроению требуются капитальные вложения на уровне ₽1,959 трлн для модернизации производственных мощностей до 2035 года. LR
История вопроса
Чтобы строить в РФ крупнотоннажные суда, не хватает самого главного
Россия начнет строить контейнеровозы, но не без братской помощи
В августе 2023 года правительство на пять лет передало ОСК в доверительное управление ВТБ из-за провала программы финансового оздоровления компании, после этого компанию возглавил бывший первый зампред банка Андрей Пучков.Чтобы строить в РФ крупнотоннажные суда, не хватает самого главного
Россия начнет строить контейнеровозы, но не без братской помощи
Выручка ОСК в 2023 году составила ₽400 млрд, из которых доля гражданского судостроения – 17%. В материалах к стратегической сессии отмечается, что компания строит с убытками и при этом медленно и дорого для заказчика. Цель до 2035 года – рост выручки в 3-5 раз, выход на безубыточность.
Первый сценарий предполагал минимизацию затрат, для того чтобы вывести компанию на безубыточность. В нем делался упор на заказах с критическими технологиями (гособоронзаказ, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками для «Росатома»). Предлагалось сократить число убыточных верфей в Калининграде, на Дальнем Востоке, в Крыму и в Волго-Каспийском бассейне.
Одобренный правительством вариант предполагает увеличение господдержки, модернизацию текущих верфей с их одновременной специализацией на определенном типе судов, расширение компетенций в морском приборостроении и машиностроении и строительство новой среднетоннажной площадки на Северо-Западе.
В этом сценарии неэффективные верфи Калининграда, Крыма и Дальнего Востока (Амурский и Хабаровский ССЗ, «Восточная верфь»), возможно, будут специализированы. Это, по мнению авторов стратегии, позволит им добиться серийности. Наиболее эффективные площадки – «Севмаш», ЦС «Звездочка», верфи Санкт-Петербурга и «Красное Сормово» – могут оставить многопрофильными. Они, помимо гособоронзаказа, продолжат строить уникальные суда – например, ледоколы, плавучие атомные блоки, блоки шельфовых платформ.
На новой верфи на Северо-Западе предлагается строить суда дедвейтом 15-70 тыс. тонн, прежде всего балкеры и танкеры, но также и контейнеровозы, рефрижераторы, паромы. Предполагаемый срок ввода – 2031 год.
При сценарии полной перезагрузки отрасли ОСК рассчитывает увеличить производительность в пять раз, до 1 тыс. судов к 2035 году. С 2011 по 2022 год компания произвела 201 судно, в 2023 году передала заказчикам 25 судов, план на 2024 год – 36 судов.
Стоимость реализации второго сценария, схема его финансирования, а также гарантии верфям ОСК стабильного заказа – на совещании предметно не обсуждались. Сводную инвестиционную программу ОСК, включающую финансирование модернизации мощностей и строительство новых, планируется доработать к июню.
По итогам сессии, по словам источников «Ъ», будут даны поручения до конца года проработать меры по поэтапной защите рынка от поставок иностранных судов и судового комплектующего оборудования. Одновременно предполагается расширить программу льготного лизинга судов.
Сразу после передачи ОСК в ВТБ речь шла не только о стратегическом развитии корпорации, но и о ее финансовом оздоровлении. Предыдущий глава ОСК Алексей Рахманов оценивал убытки за 2022 год в ₽20 млрд в год, однако собеседники «Ъ» говорили, что сумма накопленных убытков в разы выше. Глава ВТБ Андрей Костин еще осенью 2023 года, когда аудит ОСК только начинался, упоминал, что объем финансовых проблем корпорации превышает изначальные ожидания.
В предыдущие годы Алексей Рахманов неоднократно жаловался на то, что Минобороны, ключевой заказчик ОСК, неохотно пересматривает сметы по своим проектам, а их сдача задерживается из-за долгих испытаний систем вооружений смежниками.
Впрочем, в гражданском судостроении корпорация сталкивалась со схожими проблемами и по строительству атомных ледоколов ЛК-60, и по созданию траулеров и краболовов для российских рыбопромышленников.
Предполагалось, что убытки по головным образцам будут затем компенсированы прибылью при строительстве последующих судов, однако санкции 2022 года на судовое оборудование привели к необходимости резкого изменения проектов, и серийности добиться не удалось.
Многие заказчики сейчас хотят уйти в Турцию и Китай из-за высоких цен и несоблюдения сроков строительства на российских верфях, отмечает Надежда Малышева из PortNews. Также в отдельных случаях в РФ страдает качество из-за несогласованности взаимодействия проектировщиков и строителей. И резюмирует, что планы ОСК дают больше преимуществ для государственных заказчиков, в то время как частным компаниям придется гораздо сложнее.
Напомним, по оценкам SBS Consulting, российскому судостроению требуются капитальные вложения на уровне ₽1,959 трлн для модернизации производственных мощностей до 2035 года. LR
Тэги: судостроение, ОСК, стратегия развития, инвестиции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости