Магистраль из Москвы в Петербург хотят «раздробить». Ради экономии
16 сентября 2020Однако сроки реализации проекта при этом придется передвинуть
РЖД и Минтранс предложили сократить финансирование создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург», сообщает «Коммерсантъ».
Новый вариант предполагает финансировать часть «Москва – Крюково» в рамках федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Ранее же ВСМ целиком хотели отдать в концессию. Затраты по этой фазе оценивают в 221,5 млрд рублей, отмечает источник «Ъ». РЖД рассчитывает взять 200 млрд рублей из суммы из капитального гранта, предусмотренного на саму трассу, когда рассматривалось ее прокладывать в сторону Казани.
Стоимость участка «Обухово – Санкт-Петербург» может достигнуть 62 млрд рублей. Строить собираются за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Северной столицы. Вокзал магистрали думают расположить на территории бывших складов купцов Кокоревых рядом с Московским вокзалом.
Основную протяженность трассы – «Крюково – Обухово» – могут включить в план с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. Но по новой версии документа из госбюджета будет выделено всего 50 млрд рублей одним траншем в 2025 году в качестве взноса в капитал специальной проектной компании, выступающей концессионером. Раньше предполагалось направлять 248,4 млрд рублей, начиная с 2022 года.
По-прежнему КПМИ содержит предоставление господдержки в виде минимальной гарантированной доходности нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров, а также нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ветки. К тому же будут дважды выпущены облигации на 368 млрд рублей с госгарантиями, вместо трех на сумму 427 млрд рублей.
Окончание работ по всей ВСМ перенесли на 2027 год. А часть «Крюково – Новая Тверь» хотят построить до конца 2025 года. Ранее сроки были оптимистичнее. Так, зону «Москва – НАТИ ВСМ» должны были сдать до 2024 года, а от НАТИ до Новой Твери – до конца 2025-го. Оценка по подвижному составу осталась прежней: 175,7 млрд рублей на 42 поезда производства «Уральских локомотивов».
В то же время один из собеседников издания говорит о существовании альтернативного варианта. По нему в концессию уйдет лишь «Логовежь – Обухово». Участок «Крюково – Логовежь» ценой 440 млрд рублей РЖД построит своими силами. Тогда в концессии будет только 450 км за 950 млрд рублей. Работы еще на 750 млрд рублей окажутся в инвестпрограмме монополиста.
Конструкция проекта усложнилась, но сама смета в целом не изменилась, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова. И хоть создание синергии с другими проектами обоснованно, то само дробление, считает эксперт, усложняет привлечение частных вложений. До сих пор не решен вопрос возложения всех рисков незавершения проекта на РЖД, а перенос части строительства в инвестпрограмму грозит новой индексацией тарифов, добавляет аналитик.
Напомним, что в этом месяце московский арбитраж отклонил иск «дочки» РЖД о взыскании 709,5 млн рублей с проектировщика ВСМ «Москва – Казань». LR
История вопроса
ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» грузиться не намерена. Не для этого она
Государство сделает многомиллиардный «высокоскоростной вклад». В одну железную дорогу
Без поддержки государства из Москвы в Петербург высокоскоростной железная дорога не станет
Проект хотят раздробить на три фазы, согласно новой версии паспорта федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Речь идет об участках «Москва – Крюково» (42 км), «Крюково – Обухово» (630 км) и «Обухово – Санкт-Петербург» (12 км).ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» грузиться не намерена. Не для этого она
Государство сделает многомиллиардный «высокоскоростной вклад». В одну железную дорогу
Без поддержки государства из Москвы в Петербург высокоскоростной железная дорога не станет
Новый вариант предполагает финансировать часть «Москва – Крюково» в рамках федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Ранее же ВСМ целиком хотели отдать в концессию. Затраты по этой фазе оценивают в 221,5 млрд рублей, отмечает источник «Ъ». РЖД рассчитывает взять 200 млрд рублей из суммы из капитального гранта, предусмотренного на саму трассу, когда рассматривалось ее прокладывать в сторону Казани.
Стоимость участка «Обухово – Санкт-Петербург» может достигнуть 62 млрд рублей. Строить собираются за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Северной столицы. Вокзал магистрали думают расположить на территории бывших складов купцов Кокоревых рядом с Московским вокзалом.
Основную протяженность трассы – «Крюково – Обухово» – могут включить в план с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. Но по новой версии документа из госбюджета будет выделено всего 50 млрд рублей одним траншем в 2025 году в качестве взноса в капитал специальной проектной компании, выступающей концессионером. Раньше предполагалось направлять 248,4 млрд рублей, начиная с 2022 года.
По-прежнему КПМИ содержит предоставление господдержки в виде минимальной гарантированной доходности нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров, а также нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ветки. К тому же будут дважды выпущены облигации на 368 млрд рублей с госгарантиями, вместо трех на сумму 427 млрд рублей.
Окончание работ по всей ВСМ перенесли на 2027 год. А часть «Крюково – Новая Тверь» хотят построить до конца 2025 года. Ранее сроки были оптимистичнее. Так, зону «Москва – НАТИ ВСМ» должны были сдать до 2024 года, а от НАТИ до Новой Твери – до конца 2025-го. Оценка по подвижному составу осталась прежней: 175,7 млрд рублей на 42 поезда производства «Уральских локомотивов».
В то же время один из собеседников издания говорит о существовании альтернативного варианта. По нему в концессию уйдет лишь «Логовежь – Обухово». Участок «Крюково – Логовежь» ценой 440 млрд рублей РЖД построит своими силами. Тогда в концессии будет только 450 км за 950 млрд рублей. Работы еще на 750 млрд рублей окажутся в инвестпрограмме монополиста.
Конструкция проекта усложнилась, но сама смета в целом не изменилась, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова. И хоть создание синергии с другими проектами обоснованно, то само дробление, считает эксперт, усложняет привлечение частных вложений. До сих пор не решен вопрос возложения всех рисков незавершения проекта на РЖД, а перенос части строительства в инвестпрограмму грозит новой индексацией тарифов, добавляет аналитик.
Напомним, что в этом месяце московский арбитраж отклонил иск «дочки» РЖД о взыскании 709,5 млн рублей с проектировщика ВСМ «Москва – Казань». LR
Тэги: ВСМ, инвестиционные проекты, инфраструктура, РЖД, Минтранс
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости