«Ключи от Арктики» станут яблоком раздора для двух российских ведомств

19 января 2022

Перераспределение полномочий планируют обсудить в феврале-марте

«Ключи от Арктики» станут яблоком раздора для двух российских ведомств

Несогласованность в распределении полномочий в сфере навигации в Арктике может стать причиной нового арктического противостояния между двумя ведомствами: корпорацией «Росатом» и Минтрансом, считают аналитики. Повод – 20 застрявших судов в ледовой акватории Северного морского пути (СМП) в ноябре 2021 года.

– События подталкивают нас к тому, чтобы еще раз внимательно посмотреть распределение полномочий между «Росатомом» и Минтрансом в части именно навигации по Северному морскому пути, – заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев.

Росатом на совещании у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова предложил вновь обсудить распределение полномочий по Северному морскому пути в феврале-марте 2022 года. В правительстве могут вновь начать обсуждение принципов управления Арктикой.

«Мы считаем, что нужно работать на СМП в «одно окно» и в любое время понимать местонахождение судов», отметил глава госкорпорации.

По мнению аналитиков, проблема возникла не столько из-за отсутствия единого центра управления СМП, сколько из-за системного сбоя в логистике на арктических акваториях. Как известно, «Росатом» и Минтранс много лет вели напряженную борьбу за контроль над СМП.

Сейчас эти полномочия министерство и госкорпорация делят между собой по принципу «двух ключей»: «Росатом» исполняет функцию инфраструктурного оператора, а Минтранс выдает разрешения на плавание по СМП. В частности, он оставил за собой право выдачи разрешений на проход судов по СМП, хотя его хотел получить «Росатом».

Минтранс выдает разрешения судам весной, при этом действуют они в течение года и вход судов на трассу не контролируется. С этим не согласны в Росатоме.

– Необходимо изменить правила плавания в акватории СМП. Общие разрешения на рейсы в Арктике должны выдаваться до конца октября, а с 1 ноября необходимо повторное индивидуальное подтверждение по предварительной заявке судовладельца, выдавать неограниченное количество разрешений недопустимо, – подчеркнул руководитель дирекции СМП «Росатома» Вячеслав Рукша.

Однако, по мнению экспертов, централизация управления Севморпутем сама по себе не предотвратит повторение подобных кризисов. Речь должна идти о создании единой системы управления логистическими потоками на арктических акваториях.

Планируется, что Северный морской путь к 2035 году станет международным и национальным морским транспортным коридором, который сможет конкурировать с южными морскими маршрутами за счет скорости доставки грузов. Транзит через СМП из Европы в Азию экономит до 19 дней пути на 20 % дешевле, чем текущие евроазиатские ставки фрахта. Ожидается, что к 2024 году грузопоток здесь вырасти более чем вдвое: до 80 млн тонн в год. В 2021 году грузопоток составил 34, 85 млн тонн.

Напомним, Президент России Владимир Путин поручил запустить регулярные транзитные грузоперевозки, в том числе контейнерные, по Северному морскому пути уже в 2022 году. LR

Тэги: Северный морской путь, морские перевозки, стратегия развития, регулирование







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх