ФНС захотелось узнать, что о ней думает бизнес

25 июня 2024

Соцопрос обойдется ведомству в ₽3,3 млн

ФНС захотелось узнать, что о ней думает бизнес

Федеральная налоговая служба (ФНС) заказала комплексное социологическое исследование для определения восприятия ее работы гражданами и бизнесом, пишет газета «Ведомости». Исполнителя определили 20 июня. Название компании не указано, но известно, что соцопрос обойдется ФНС в 3,3 млн руб. Окончание работ запланировано на 15 ноября.

Для повышения качества услуг и исполнения своих функций налоговой необходима честная и независимая оценка, сказано в техническом задании. Кроме того, для дальнейшего развития сервисного подхода в работе ФНС нужно понимать, чего недостает налогоплательщикам и какие жизненные ситуации пока – не входят в ее компетенцию.

Исполнитель определит отношение граждан и юрлиц к налоговым органам и степень удовлетворенности взаимодействием с ними. На основе этих данных нужно будет выделить группы сторонников и критиков, сопроводив каждую описанием ее главных характеристик.

Во время опроса ФНС просит определить уровень осведомленности о ее сервисах и их востребованности. Проанализировав все данные, подрядчик должен будет выделить факторы, способствующие и препятствующие формированию позитивного восприятия ФНС, и дать соответствующие рекомендации.

Исследование будут проводить по формализованной анкете через телефонный и уличный опросы, в которых примут участие граждане РФ старше 18 лет, имеющие опыт взаимодействия с налоговыми органами в 2024 г. Респондентов будет минимум 6000 человек, из них 3000 физлиц, 1000 индивидуальных предпринимателей, 1000 самозанятых и 1000 представителей иных юрлиц.

До распада СССР в составе Министерства финансов РСФСР действовала Государственная налоговая инспекция. С 1991 года ее выделили в отдельное самостоятельное ведомство, а именно в Государственную налоговую службу, которая семью годами позже была преобразована в Министерство по налогам и сборам. В 2004 году была создана нынешняя ФНС.

До вступления в силу Налогового кодекса в 1999 году законодательство почти не ограничивало свободу действий налоговой, но и дисциплина уплаты сборов была на низком уровне, добавил партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов.

Раньше бухгалтеры, сдающие налоговую отчетность, бронировали «не один день» в рабочем графике, чтобы, отстояв очереди, представить свои формы налоговому инспектору и получить заветный штамп о принятии отчета, напомнил директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. У граждан налоговая служба тоже вызывала испуг и отторжение, из-за этого многие даже не обращались за положенными налоговыми вычетами по НДФЛ.

Реперной точкой стали 2006-2007 годы, когда основательно переписали первую часть Налогового кодекса, детально регламентировав проведение налоговых проверок. Тогда появилось первое официальное разъяснение, как можно и как нельзя снижать фискальную нагрузку. Вместе с тем власти провели сокращение штата налоговых органов и ФНС пришлось перейти от экстенсивного метода к интенсивному – от тотальных проверок к выборочному, риск-ориентированному подходу.

Сервисно-цифровой этап в работе службы начался в 2010 году с приходом Михаила Мишустина (до премьерства возглавлял ФНС на протяжении 10 лет). В период его руководства ведомство стало уделять большое внимание формированию позитивного имиджа и информационному взаимодействию с налогоплательщиками, с деловыми сообществами и СМИ.

Спустя год ФНС отказалась от известного прежде слогана «Заплати налоги и спи спокойно». Занимавшая тогда пост начальника управления по работе с налогоплательщиками службы Лариса Катышева поясняла, что эта фраза потенциально создает негативный образ налоговой службы.

Именно тогда был сделан цифровой скачок: через кабинет налогоплательщика был создан прямой канал связи с центральным аппаратом. Это унифицировало коммуникацию и резко повысило уровень стандартов обслуживания налогоплательщиков. ФНС продолжила активно развивать риск-ориентированный подход при назначении выездных проверок, улучшать сбор доказательной базы по нарушениям, расширять практику налоговых комиссий.

ФНС уже создала пять мобильных приложений, которые предоставляют доступ к цифровым налоговым сервисам: «Налоги физических лиц», «Мой налог», «Личный кабинет предпринимателя», «Проверка кассового чека» и «Реестр ЗАГС». Судя по количеству оценок в App Store, наибольшим спросом пользуются первые два (267 000 и 74 000 отзывов соответственно).

В 2023 году многие крупные компании с удовлетворением отмечали, что налоговики оперативно реагируют на проблемы с единым налоговым счетом, вручную настраивая эту систему.

Актуальные проблемы, на которые может указать бизнес в опросе, отличаются в зависимости от размера компании. Крупный бизнес не до конца разрешил трудности технического плана с ЕНС. Кроме того, его беспокоят контрольные мероприятия в рамках предпроверочной работы (проводится перед назначением выездной проверки) – механизмы взаимодействия налогоплательщика и налогового органа на этом этапе плохо отработаны. Что касается малого и среднего бизнеса, то главной проблемой для этой категории являются претензии ФНС, связанные с дроблением, рассказал консультант.

Помимо ЕНС по-прежнему много хлопот приносит избыточное истребование документов, добавил Зарипов. Вторая проблема – форсированное взыскание задолженности налоговыми органами по результатам выездных проверок. В ходе таких мероприятий анализируют деятельность компании за три года. В итоге может получиться большая сумма недоимки, штрафов и пеней – все это надо единовременно уплатить, отсрочку получить почти невозможно.

– Результаты проверок для многих компаний становятся критическим фактором нестабильности, порой вводя их в банкротное пике, из которого потом трудно выбраться. Одним из средств для улучшения коммуникации с налогоплательщиками является расширение работы общественного совета при ФНС, – считает Зарипов.

Напомним, Федеральная налоговая служба (ФНС) отчиталась о результатах запущенной с начала 2023 года системе формирования баланса всех начислений и платежей налогоплательщика, иначе говоря, о системе единого налогового счета (ЕНС). LR

Фото: centersoveta.ru

Тэги: ФНС, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх