Дробить, чтобы сэкономить: средний и малый бизнес готов рисковать ради экономии на налогах

8 февраля 2024

Недоимка в связи с дроблением может доходить до 20-30% от оборота за проверяемый период, а вместе с пенями и штрафами – до 40-45%

Дробить, чтобы сэкономить: средний и малый бизнес готов рисковать ради экономии на налогах

Несмотря на участившиеся налоговые претензии, дробление бизнеса для экономии на платежах государству остается популярным среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Количество таких споров в судах в 2023 году увеличилось на треть, сообщает «Коммерсантъ».

Дробление с созданием ИП «более чем актуально», говорит партнер Taxology Алексей Артюх, «с упразднением ЕНВД (в 2021 году) для среднего бизнеса не осталось других значимых вариантов налоговой экономии». С ним солидарен управляющий партнер юрфирмы «Комплаенс Решения» Иван Кузнецов, что сейчас «дробление бизнеса – один из самых популярных способов оптимизации налогов». Причем в законодательстве нет такого термина, что позволяет налоговым органам и судам достаточно вольно интерпретировать это понятие.

Существуют две основные модели дробления, утверждает эксперт. Все участники, входящие в одну группу компаний, применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), но их общий доход превышает лимиты для нее. Вторая – компания на общей системе налогообложения перепродает товар через фактически подконтрольных ей «упрощенцев» (ИП или ООО), но юридически может быть с ними не связана.

– Такие способы построения группы позволяют оптимизировать не только налог на прибыль, но и не платить или снижать НДС. Но чем больше налоговая экономия – тем больше риски, – предупреждает Кузнецов.

Актуальность налоговой оптимизации через дробление подтверждает и практика арбитражных судов. По подсчетам «Комплаенс Решений», число судебных споров с налоговиками по этому поводу выросло в первом полугодии 2023 года на треть. Кузнецов полагает основной проблемой в спорах по дроблению «отсутствие четких критериев, разграничивающих законное структурирование группы компаний (например, выделение отдельных направлений бизнеса) и искусственное дробление единого бизнеса».

В большинстве споров выигрывают налоговые органы, однако в 2023 году доля побед налогоплательщиков в судах увеличилась почти вдвое – с 12% до 21%.

– ФНС использует типовые признаки дробления для доказывания необоснованной налоговой выгоды, и налогоплательщики стали под них подстраиваться. В том числе поэтому глава ФНС Даниил Егоров в мае 2023 года предлагал вообще пересмотреть подход к определению дробления бизнеса, просто приравняв дробление к взаимозависимости, – резюмирует Кузнецов.

Старший партнер «Пепеляев групп» Сергей Савсерис уточняет, что «крупный бизнес такие схемы почти не применяет» как раз из-за высоких рисков налоговых претензий. Однако МСП зачастую это не останавливает, несмотря на существенные суммы возможных доначислений.

– Недоимка в связи с дроблением может доходить до 20-30% от оборота за проверяемый период, а вместе с пенями и штрафами – до 40-45% от оборота бизнеса в целом. Но до тех пор пока их не поймали, многие верят, что именно им повезет, – отмечает Артюх.

По его словам, после налоговых доначислений «бизнес перестраивается, если выживает». Однако, дополняет Савсерис, нередко можно встретить однородные претензии к той же самой компании.

– Это не означает, что налогоплательщик продолжает применять налоговый режим несмотря на доначисления. Часто инспекция предъявляет претензии «по частям» – по нескольким последовательным налоговым периодам, – продолжает эксперт.

Больше всего подвержены рискам того, что налоговики признают структуру их группы дроблением, компании из сетевой розничной торговли и оказывающие услуги общепита, отмечают в «Комплаенс Решениях». Алексей Артюх указывает, что дробление бизнеса также встречается в сфере аренды недвижимости (например, когда торговый центр по частям сдается в субаренду) и может применяться в строительстве и логистике.

Напомним, Минфин намерен ужесточить ответственность за манипулирование ценами в сделках между взаимозависимыми российскими и иностранными компаниями. Инициатива вошла в законопроект о поправках в Налоговый кодекс. Если ФНС обнаружит, что российская компания перевела иностранной стоимость поставленных товаров или услуг по необоснованно завышенной цене, выгода зарубежной компании будет приравнена к выплате дивидендов и обложена налогом в 15%. LR

Тэги: налоги, ФНС, судебные споры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх