Азербайджанский «пазл» Зангезурского коридора уже сложился

11 января 2024

Завершить строительство трассы планируется до конца 2028 года

Азербайджанский «пазл» Зангезурского коридора уже сложился

Турция впервые за долгое время обозначила свою позицию по созданию Зангезурского коридора, который должен соединить страну с Азербайджаном. Министр транспорта республики Абдулкадыр Уралоглу заявил, что азербайджанская часть маршрута почти готова, параллельно строятся автотрасса и железная дорога в Нахичеванском эксклаве, а Армения, по территории которой пройдет часть дороги, якобы посылает позитивные сигналы, пишет газета «Известия».

– В целом весь процесс создания этого коридора займет пять лет. То есть думаю, что в 2028 году мы полностью завершим все работы, – отметил турецкий министр.

Уралоглу напомнил, если раньше Ереван отрицательно относился к проекту, то премьер-министр Никол Пашинян стал посылать «позитивные сигналы». В 2023 году широко обсуждалось создание дорог через территорию Ирана.

– Мы осуществим проект Зангезурского коридора, но не возражаем против того, чтобы Иран тоже стал частью связки, – сказал высокопоставленный чиновник.

Согласно данным турецкого информагентства «Анадолу», в Азербайджане территорию около железнодорожного полотна полностью очистили от мин, линия в направлении Армении готова на 45%, строительство планируется завершить до конца года. Автодорога готова на 80%, большая часть трассы будет шестиполосной.

Зангезурский коридор планируют проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с пограничным с Турцией Нахичеванским эксклавом. Для Анкары упростится сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии.

Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев говорил, что рассчитывает на «облегченный проход» и внедрение «калининградской модели» транзита через Зангезурский коридор, следовательно, не должно быть таможенных пошлин и пограничных проверок.

В Ереване отмечали, что в случае прокладки коридора страна может оказаться отрезанной от границы с Ираном. Премьер–министр Армении Никол Пашинян подчеркивал, что поддерживает полное открытие транспортных коммуникаций на равноправной основе, но выступает против «коридорной логики».

Однако в октябре прошлого года представители двух стран дали старт строительству автомобильного моста и таможенно–пограничного пункта.

Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев подчеркивал, что полностью Баку от идеи не отказывается, но армянская сторона «должна продемонстрировать реальную заинтересованность».

После новостей о сближении Азербайджана и Ирана армянское руководство представило свой проект под названием «Перекресток мира». В Ереване отмечали, что в рамках этой инициативы предполагается разблокировать на Южном Кавказе все дороги и погранпункты.

– Все страны используют инфраструктуру друг друга на основе равенства и взаимности, — пояснял Пашинян главную идею проекта, но при этом пожаловался, что его предложение в Баку и Анкаре встретили прохладно.

– Армения однозначно поддерживает разблокировку границ с Азербайджаном и Турцией, но мы категорически против некоего особого коридора. Пока этот вопрос зашел в тупик. Возможно, через некоторое время Баку и Анкара осознают реальность и прислушаются к нашим предложениям, – подчеркивает армянский политолог Александр Искандарян.

Азербайджанский политолог Фархад Мамедов говорит, что не видит перспектив урегулирования вопроса.

– Видимо, нынешнее тупиковое положение будет сохраняться до 2025 года, когда истечет срок действия трехстороннего заявления. К этому времени как раз будут достроены последние участки маршрута на азербайджанской и турецкой территориях. После 2025 года диалог с Ереваном будет вестись на других принципах, — полагает эксперт.

Российский политолог Станислав Тарасов отмечает снижение интереса к созданию Зангезурского коридора.

– Мы видим, что началось строительство коммуникаций на территории Ирана. Думаю, команда Пашиняна свой шанс упустила. Армения, похоже, остается за бортом крупных проектов. Азербайджан же вместе с Ираном и Россией участвует в создании коридора «Север – Юг» и, видимо, сумеет решить вопрос сухопутного пути в Турцию. Все это сделает страну важным логистическим центром, – подчеркивает он.

Напомним, Зангезурский коридор может стать частью МТК «Север–Юг». Проект предполагает восстановление железной дороги, соединяющей Нахичевань с остальным Азербайджаном через Сюникскую область Армении. Дорога существовала в советское время, потом часть полотна, в основном на территории Армении, была разобрана. После второй карабахской войны в 2020 году стороны договорились о восстановлении транспортного сообщения на этом участке. LR

Фото: azertag.az

Тэги: Турция, Армения, Азербайджан, автомобильные грузоперевозки, Север-Юг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх