Маркетплейсы обяжут больше рассказывать ФНС про селлеров

5 июля 2024

Данные об операциях с продавцами будут использованы для автоматического расчета налога

Маркетплейсы обяжут больше рассказывать ФНС про селлеров

Электронные торговые площадки будут обязаны производить обмен данными с налоговыми органами в рамках налогового режима для малого бизнеса «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (автоУСН, АУСН). Поправки к законопроекту о внесении изменений в Налоговый кодекс (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) опубликованы на сайте СОЗД (ист.).

– В частности, поправки должны отменить ограничение по возможности применения автоУСН налогоплательщиками-принципалами, в том числе торгующими на маркетплейсах, – сообщили «РБК» в Федеральной налоговой службе (ФНС).

Закон о проведении эксперимента по АУСН сейчас исключает из числа его потенциальных участников предпринимателей, ведущих бизнес на основе «договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров».

Отныне маркетплейсы должны будут передавать налоговым органам информацию об операциях с продавцами в электронной форме в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их совершения.

Сначала передают сведения о произведенных с налогоплательщиками зачетах встречных требований.

Базово реализация товаров через маркетплейс представляет собой договор с комиссионером, где бизнес (комитент) поручает маркетплейсу (комиссионеру) совершать сделки по реализации товара от своего имени за вознаграждение. Чтобы подтвердить факт продажи, маркетплейс предоставляет продавцу отчет о своей работе, в котором отражается информация об исполнении договора комиссии и понесенных в связи с его выполнением расходах.

Затем маркетплейс переводит продавцу выручку с продаж – чаще всего она перечисляется сразу за вычетом комиссии площадки и стоимости различных дополнительных услуг. В этом случае в дополнение к отчету составляется «Уведомление о зачете встречных требований».

Далее сообщают о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений.

В случае, если стоимость услуг маркетплейса не вычитается из выручки сразу, бизнес перечисляет вознаграждение площадки отдельным платежом.

Зачеты и удержания не видны банкам, так как не являются платежными операциями, отмечает партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов, поэтому «для полноты картины о доходах и расходах «упрощенцев» и точного расчета суммы налога налоговой службой и понадобилась информация от маркетплейсов».

Конкретный состав необходимых данных, как указано в проекте поправок, определит «протокол информационного обмена», который будет составлен ФНС и размещен в открытом доступе. Протокол будет основан на «веб-сервисах, которые применяются в настоящий момент в ФНС России для взаимодействия с внешними системами».

Взаимодействие операторов электронных площадок с налоговыми органами будет добровольным, подчеркнули в ФНС. Присоединиться к эксперименту и попасть в специализированный реестр налоговой службы (сейчас такой ведется только для банков) они смогут при условии соответствия отдельным критериям и соблюдения протокола обмена информацией. Тогда они получат статус партнера ФНС в данном налоговом режиме, но не станут налоговыми агентами продавцов.

Добровольным подключение данных с маркетплейса к автоУСН будет и для налогоплательщика: уполномочить электронные торговые площадки (при условии их нахождения в реестре) на передачу информации в налоговые органы будет их правом. Применение режима автоУСН не ограничивает налогоплательщика количеством маркетплейсов, на которых он осуществляет свои продажи.

– В случае, если товар продается на разных площадках, то все эти площадки при условии их подключения к информационному обмену будут передавать сведения. Если же площадка не подключена, налогоплательщик самостоятельно передаст сведения в ФНС, – пояснили в Минфине.

Данные e-commerce будут дополнять информацию, поступающую в налоговую от кредитных организаций, а не выступать самостоятельным ее источником.

– Операторы электронных площадок, добровольно присоединившиеся к информационному обмену, будут являться дополнительным источником информации о зачетах встречных требований. Поэтому выбирать между банком и маркетплейсом налогоплательщику не нужно, ­– уточнили в ФНС.

Сегодня идет большая работа по налаживанию взаимодействия электронной торговли и ФНС, отмечает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Основная причина в наличии на электронных торговых площадках недобросовестных практик.

– На маркетплейсах есть предприниматели, которые реально дробятся, которые реально «черные» и не уплачивают налоги, сборы, страховые взносы соответственно. Все маркетплейсы, электронные торговые площадки заинтересованы в том, чтобы эту ситуацию искоренять, – указывает он.

Нововведение можно рассматривать как первый шаг к вовлечению маркетплейсов в процедуру исчисления и уплаты налогов продавцами, говорит Зарипов. Это может быть прологом к тому, чтобы в будущем, после апробации обмена в рамках автоУСН, маркетплейсы могли получить статус налоговых агентов своих продавцов – в том числе в рамках иных налоговых режимов, полагает Шубин.

Основной вопрос на данный момент – это донастройка технологических систем каждой платформы для эффективного обмена с налоговой, говорит эксперт. Скорее всего, им потребуется разработать специализированные программные модули для автоматической передачи данных в государственные системы, принять дополнительные меры безопасности для избежания утечек, расширить ресурсы для хранения и обработки информации, предполагает старший юрист практики «Цифровое и IT-право» в «Лемчик, Крупский и партнеры» Анастасия Солдатова.

Создание и внедрение новых систем может потребовать значительных затрат, допускает Солдатова, «любые технические сбои или ошибки в системах могут привести к неправильной передаче данных, что повлечет за собой налоговые и юридические последствия для предпринимателей и операторов».

Напомним, Федеральная налоговая служба усилила контроль за трудоустройством самозанятых, для этого она применяет автоматические системы. LR

Фото: data.nalog.ru

Тэги: маркетплейсы, ФНС, законодательство, налоги







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх