Эксперт: на онлайн-рынке продажи рецептурных препаратов будут преобладать партнерства

26 января 2022

Маркетплейсы при этом возьмут на себя функции «витрины» и доставки на «последней миле»

Эксперт: на онлайн-рынке продажи рецептурных препаратов будут преобладать партнерства

Госдума РФ в ходе весенней сессии планирует рассмотреть законопроект, разрешающий дистанционную торговлю рецептурными лекарственными препаратами. Соответствующий пилот предполагают начать в первом полугодии 2022 года.

По оценкам «Почты России», рецептурные препараты составляют примерно треть всего коммерческого рынка лекарственных средств и медицинских изделий в РФ.

– Пока мы можем лишь предположить, что для продажи рецептурных лекарственных средств онлайн маркетплейсам нужно будет подключиться к системам электронного рецепта и мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП), – сообщил официальный представитель «Почты России».

Кроме того, доставка рецептурных препаратов не регламентирована, добавил собеседник «Логируса». Поэтому на данный момент говорить о требованиях к курьерам преждевременно. Хотя уже сейчас можно точно сказать о том, что посыльные перед вручением рецептурного препарата должны будут идентифицировать личность заказчика.

– Например, сегодня болеющий человек, который не может дойти до аптеки, вынужден просить родственников купить ему лекарства по рецепту. В отличие от провизора, курьер сможет прийти на дом и проверить, что лекарства получает именно тот человек, на которого выписан рецепт, – привел пример официальный представитель «Почты России».

При этом технология доставки как рецептурных, так и безрецептурных препаратов, скорее всего, будет идентична, полагает собеседник «Логируса» Отличия могут быть лишь при доставке термолабильных и термостабильных лекарств.

Курьеры «Почты России» для доставки термолабильных безрецептурных препаратов снабжены термоконтейнерами с хладоэлементами и логгерами, которые фиксируют соблюдение условий хранения и необходимого температурного режима. Кроме того, «Почта России» в логистическом центре «Внуково» уже оборудовала фармацевтический склад. На его территории есть зоны хранения с поддержанием различных температурных режимов в диапазоне от +2℃ до +25℃, холодильные и морозильные камеры, специальные системы вентиляции и кондиционирования, постоянная защита от насекомых и грызунов.

Однако директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов считает, что маркетплейсы вряд ли смогут массово заниматься самостоятельной продажей рецептурных препаратов. По его мнению, складская инфраструктура большинства онлайн площадок принципиально не соответствует требованиям, предъявляемым к фармацевтическим складам. Скорее всего, на рынке будет преобладать «модель партнерства с профильными игроками», полагает эксперт.

– Рецептурные препараты – очень разнообразная товарная категория. Например, есть масса препаратов, которые не требуют каких-то специальных условий хранения и транспортировки. Есть, безусловно, и сложная продукция, которая потребует соблюдения определенных температурных режимов. Но я, честно говоря, не вижу тут каких бы то ни было проблем. Так как с продуктами питания, в том числе с глубокой заморозкой, интернет-продавцы спокойно справляются, – подчеркнул Николай Беспалов.

Но рецептурными лекарственными препаратами, вероятно, все же будут заниматься специализированные игроки, добавил эксперт. Так как для универсального маркетплейса гораздо интереснее охватить наиболее популярные товарные категории, без углубления в сложный и специфический ассортимент. Что приводит к снижению операционных расходов.

– В запрете продавать рецептурные препараты в Интернете логика несколько нарушена, – считает Николай Беспалов. – Скажем, витамины в таблетках продавать можно, а витамины в инъекциях нет. И таких примеров великое множество. Кстати, есть примеры нелекарственной продукции рецептурного отпуска, которая продается в онлайне, и никого это не волнует. В частности, контактные линзы.

Без допуска к рецептурному ассортименту маркетплейсы, за редким исключением, вынуждены искать партнеров из числа профильных игроков, добавил эксперт. Если бы онлайн-ретейлеры имели доступ к полному ассортименту российских аптек, расклад сил на рынке фармы сильно изменился бы. Причем не в пользу профильных игроков фармацевтического рынка.

– В той логике, в которой развивается онлайн-торговля в РФ, мне кажется, что большинство маркетплейсов предпочтет работать с наиболее ходовым и простым ассортиментом как рецептурным, так и безрецептурным. При этом, скорее всего, доминировать будет все-таки партнерство с крупными аптечными сетями, которые будут отгружать товар со своих складов или торговых точек, – считает Николай Беспалов.

При этом маркетплейс возьмет на себя роль «витрины» и логистического партнера «последней мили», добавил собеседник «Логируса». При таком формате инвестиции потребуются умеренные. Необходимо будет обучить курьеров, обеспечить их соответствующими термоконтейнерами, организовать процессы информационного обмена. Также могут возникнуть проблемы на этапах обращения электронного рецепта и отчасти организации логистики в отношении препаратов, требующих специальных условий хранения, допускает Николай Беспалов.

Напомним, в 2020 объем аптечной интернет-торговли составил 93,2 млрд рублей или 6,6% от всего коммерческого фармацевтического рынка РФ. LR

Тэги: интернет-торговля, маркетплейсы, фарма, Почта России, RNC Pharma, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх