Варианты работы с КНР остались, но удобными их не назовешь

26 марта 2024

Лишь 15% клиентов решили уйти из Китая и искать другие юрисдикции

Варианты работы с КНР остались, но удобными их не назовешь

Работать с Китаем и с третьими странами через КНР российский бизнес по-прежнему может, но в текущих условиях это стало дольше и дороже, заявил в беседе с «Forbes» юрист, сопровождающий российский и европейский бизнес в КНР, Александр Быков.

Первая проблема с платежами РФ в КНР – это двусторонние расчеты российских и китайских компаний по санкционным и несанкционным (двойного назначения) товарам. В марте 2024 года национальный регулятор Банк Китая предписал при проведении трансакций учитывать сведения о кодах ТН ВЭД и номенклатуре товара – директива непубличная, но банки сообщали о ней своим российским клиентам, о чем мы знаем от этих клиентов.

По определенным кодам ТН ВЭД (ядерные реакторы, котлы, станки, микроэлектроника и ее компоненты, полупроводники и оборудование для их производства, навигационное оборудование, запоминающие и записывающие устройства) платежи больше не проходят. Информация о кодах санкционных товаров обновляется на сайтах Торгово-промышленной палаты РФ и Еврокомиссии.

Комплаенс при двусторонних операциях стал занимать больше времени из-за дополнительной ручной проверки и необходимости получить разрешение более высоких должностных лиц на проведение трансакций. Например, Bank of China продолжает проводить платежи в адрес китайских получателей, но процедура проверки и трансакция могут занять до недели, а ранее – один-два банковских дня.

Часть российских клиентов Bank of China (из крупного бизнеса) перемен вообще не почувствовали.

После информации об угрозе вторичных санкций, только 30% из ранее работавших с Россией китайских банков ответили, что продолжают проводить расчеты напрямую. Некоторые отказались работать с поступающим из России офшорным юанем. Другие продолжают обслуживать уже существующие счета в прежнем режиме, но новые счета для компаний с российским следом, который выясняется в ходе комплаенс-контроля (бенефициарами, директорами, топ-менеджерами-россиянами в составе или с основным контрагентом в России), не открывают. Все они на любое упоминание о планах работать с Россией при открытии новых счетов реагируют настороженно.

Некоторые банки приостановили открытие новых счетов даже для гонконгских компаний с российским следом. Меньшая часть финансовых институтов по-прежнему открыта для России, хотя есть даже те, кто готов к сотрудничеству с санкционными компаниями. Однако у них часто нет онлайн-банкинга, нужно предоставлять на бумаге заверенные копии документов по трансакциям. Коммуникация с банком ведется исключительно на китайском языке. Нужен либо переводчик, либо оплачивать услуги агентов, способных открыть счет по доверенности. О работе с Россией они публично не говорят, чтобы самим не угодить под санкции.

В КНР до сих пор есть банки, которые работают с КНДР и Ираном. Сейчас это возможно только при личном присутствии в Китае и в ходе не самых простых переговоров: придется звонить, ездить, прямо спрашивать о возможностях для конкретной компании.

В КНР более 20 зон свободной торговли (ЗСТ), в каждой из них есть свои приоритетные отрасли, в которых можно открывать компании со стопроцентным иностранным капиталом. К примеру, однозначно ориентированная на Россию ЗСТ Хэйлунцзян, расположенная на границе с Амурской областью, разрешает учреждать стопроцентно иностранные компании в сфере частного образования.

Действуют бондовые зоны – более 120 территорий со специальным таможенным режимом, когда ты растаможиваешь только тот товар, который уже заказан китайскими покупателями. В этих зонах действуют беспошлинные ввоз и торговля внутри, налоги либо отменяются, либо вместо них уплачивается только один специальный бондовый налог, внутри зоны можно вести расчеты в иностранной валюте.

Открытие юрлица, например, дает возможность участвовать в китайском инвестиционном мегапроекте «Один пояс – один путь»: включаться в совместные проекты по обустройству экономических и транспортных коридоров по Азии (Китай – Монголия – Россия, Китай – Индия, Китай – Юго-Восточная Азия и т.д.). И вообще, китайцы по своему характеру больше благоволят и охотнее работают с теми, кто присутствует в стране.

Российские резиденты по-прежнему могут быть бенефициарами и директорами в китайских компаниях и могут открывать счета на компанию в китайских банках, обслуживающих двустороннюю торговлю.

Открыть юрлицо в Китае можно дистанционно примерно за месяц.

Счета для вновь создаваемых компаний из материкового Китая банки КНР проверяют очень внимательно: их интересует происхождение средств, перечень контрагентов, маршруты дальнейших поставок товаров в Россию. Периодически бывают отказы в регистрации.

За пределами бондовых зон в Китае, в отличие от Гонконга, строгий валютный контроль. Есть необходимость возврата валютной выручки или физического ввоза в КНР товаров, поставляемых из третьих стран в Россию. Кроме того, в Китае нет национального налогового кодекса, и в каждой провинции – свои налоги и правила. Другими словами, открытие юрлица в Китае подойдет не каждому, это не панацея, но возможность – и для двусторонних отношений, и для транзита.

Китайское юрлицо и счет можно вообще не создавать: в КНР никуда не делись агенты, предоставляющие россиянам свои счета для проведения платежей в адрес китайских получателей. Это не запрещено и не опасно, разве что агентская фирма попадет под персональные санкции за связи с Россией, но такое маловероятно. У многих российских банков есть свои «дружественные» агенты, услуги которых они предлагают клиентам – опять же непублично. Комиссии агентов с начала 2024 года выросли – с 2% до 5%.

Уходящие из Китая клиенты ищут другие юрисдикции. В первую очередь это банки Средней Азии, но местные регуляторы требуют открытия представительства компании в этих странах. К примеру, с этим условием Киргизия разрешает открывать счета стопроцентно иностранным юрлицам. Услуги юристов, помогающих открыть там представительство, стоят порядка $1 500.

Правда, в последнее время после угроз вторичных санкций со стороны США киргизские банки, как и китайские, начали обращать внимание на коды ТН ВЭД при проведении платежей. Особенно на группу 84 в номенклатуре ЕАЭС: «Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части».

Из юрисдикций дальнего зарубежья привлекательны Лаос, Маврикий, Судан, Монголия, в которых имеются банки с прямыми корреспондентскими отношениями с банками КНР. Таким образом, в схему добавляется еще один «промежуточный» платежный агент.

Большинство платежей в них идут через SWIFT, поэтому нужны банки, работающие с альтернативными системами, как СПФС Банка России и китайской CIPS – Cross-Border Interbank Payment System.

Напомним, в марте 2024 года крупные банки Китая, которые ранее совершали трансакции в нацвалютах обоих государств, перестали принимать платежи из России в юанях. LR

Тэги: Китай, финансовая логистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх