От экспортного эмбарго оптовым ценам на топливо не полегчало

11 марта 2024

Кроме того, участники рынка обращают внимание на ухудшение ситуации с железнодорожной логистикой топлива

От экспортного эмбарго оптовым ценам на топливо не полегчало

Российские нефтекомпании за первые пять мартовских дней увеличили отгрузки бензина на внутренний рынок почти до 115,6 тыс. тонн в сутки. Экспорт сократился до 0,9 тыс. тонн в сутки. В течение трех месяцев прошлого года отгрузки топлива на внутренний рынок РФ были на уровне 106-113 тыс. тонн в сутки, пишет «Коммерсантъ».

Прошлогодний запрет экспорта обрушил цены на бензин Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 30%. Однако цены возобновили рост в этом году, увеличившись по сравнению с минимумами начала года на 35%. С начала марта текущего года Аи-95 ежедневно дорожал, снизившись лишь 7 марта на 1,5%, до ₽58,7 тыс. за тонну. Оптовые цены на бензин пока на 25% ниже максимумов начала сентября 2023 года, когда они достигали ₽76 тыс. за тонну Аи-95.

Собеседник издания утверждает, что «сейчас ситуация еще хуже, чем в прошлом году». Однако, по его мнению, целью эмбарго являлось не устойчивое снижение, а стабилизация биржевых цен, которые «пока устраивают и нефтяников, и АЗС». Весной стоимость топлива традиционно растет на фоне ремонтов на НПЗ и одновременного восстановления спроса на топливо.

В Минэнерго рассчитывали, что эмбарго позволит насытить топливом внутренний рынок, предлагая повысить приоритет перевозки нефтеналивных грузов по железной дороге.

Однако оборот вагона на экспортных направлениях существенно ниже, чем на внутренних (17,6 суток против 21,8), то есть один внутренний рейс требует на 4,2 суток больше времени, чем экспортный. Нехватка цистерн и простои потенциально грозят затовариванием НПЗ в ситуации, когда отгрузки на экспорт невозможны.

По мнению Сергея Кондратьева из Института экономики и финансов, текущий уровень отгрузок является достаточно высоким. В марте прошлого года российские НПЗ в среднем ежедневно отгружали 98,3 тыс. тонн, в марте 2022 года – 102 тыс. тонн. Более этого, это выше среднего уровня июля 2022 года (114,9 тыс. тонн), когда был достигнут исторический максимум поставок на внутренний рынок. Аналитик полагает, что высокий внутренний спрос позволяет поддерживать баланс на рынке в отсутствие экспорта.

Напомним, с 1 марта 2024 года вступило в силу постановление Правительства о запрете на экспорт бензина сроком на полгода, которое увеличивает минимальные объемы продаж дизельного топлива на биржевых торгах с 12,5% до 16%. LR

Тэги: топливо, эмбарго







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх