В преддверии осени Минэнерго переведет бензин «на домашний режим»
17 июля 2024Для непроизводителей топлива срок действия эмбарго предлагают продлить до конца 2024 года
Первый замминистра энергетики Павел Сорокин обратился к вице-премьеру Александру Новаку с предложением продлить запрет экспорта бензина на сентябрь-октябрь, а для непроизводителей этого топлива – до конца года, сообщает «РБК».
В министерстве считают, что продление запрета на экспорт позволит не допустить «ухудшения ситуации на внутреннем рынке моторного топлива в условиях ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах, в сентябре-октябре 2024 года и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период».
Временный запрет на экспорт бензина, который ввели с 1 марта по 31 августа, не распространялся на поставки по международным соглашениям в страны ЕАЭС. С 20 мая по конец июня эмбарго было приостановлено. Ограничения отменили для нивелирования рисков «снижения объемов переработки отдельными НПЗ», а также для «освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту». Право на экспорт получили только производители бензина, для так называемых серых экспортеров (непроизводителей) запрет сохранился. В конце июня экспорт был разрешен еще на месяц – на июль.
Введение эмбарго привело к снижению оптовых цен на бензин, а его отмена продемонстрировала тенденцию к росту. В июле стоимость топлива обновляет максимумы с прошлого года. По итогам торгов 16 июля АИ-92 подорожал на 1,37% – до ₽56,360 тыс. за тонну, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Его цена 4 июля поднималась до максимума с октября прошлого года, составив ₽56,488 тыс. за тонну. Бензин АИ-95 достиг 16 июля ₽72,417 тыс. за тонну, прибавив в цене 1,87%. Это максимум с сентября 2023 года.
Вслед за оптовыми ценами изменились и розничные: за неделю с 2 по 8 июля обе марки бензина (АИ-92 и АИ-95) прибавили в цене по 0,6%, следует из данных Росстата. С начала года бензин на АЗС подорожал на 3,6%, что, однако, ниже предельного уровня 4,7%.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года: это позволит обеспечить стабильность цен и насытить внутренний рынок в период плановых ремонтов на НПЗ и повышенного спроса, связанного в том числе с полевыми работами. Решение о продлении запрета на экспорт бензина с сентября будет рассмотрено с учетом анализа и ценовой ситуации на топливном рынке.
По информации газеты «Коммерсантъ», на совещании по рынку топлива у Новака 8 июля ФАС выступила с предложением не продлевать разрешение на экспорт. Вице-премьер позицию службы поддержал. 15 июля Новак заявил, что правительство в конце месяца оценит рынок и возобновит запрет на экспорт бензина в августе, если ситуация будет напряженной. В целом вице-премьер считает внутренний рынок стабильным, но отметил «чувствительную» реакцию на поставки бензина АИ-95.
Агентство Reuters со ссылкой на данные источников и собственные расчеты проинформировало: в январе-июне российские НПЗ снизили объем нефтепереработки на 5,6 млн т, или 4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 131,8 млн т.
Официальную статистику по производству топлива в России Минэнерго закрыло в мае, чтобы избежать «манипулирования рынком со стороны недобросовестных его участников». Вначале июля министерство заявило, что текущего объема производства бензина и дизельного топлива достаточно для полного удовлетворения спроса в высокий сезон.
По данным министерства, среднесуточный уровень отгрузки бензина на внутренний рынок в июле соответствует аналогичному показателю июля прошлого года (около 106 тыс. т в сутки), а по дизелю – выше на 13% (в среднем около 166 тыс. т в сутки). В то же время «нефтяным компаниям было рекомендовано дополнительно увеличить объем биржевых продаж» как бензина, так и дизеля.
Если говорить о стоимости бензина в рознице, то ее рост укладывается в параметры инфляции и на текущий момент не вызывает беспокойства, полагает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Что касается биржи, то удорожание топлива связано в том числе с вновь возникшими проблемами по его доставке и отгрузке, на фоне которых возник повышенный спрос обеспокоенных покупателей.
– Клиенты страхуются, они не понимают, когда придет топливо, когда оно будет отгружено, поэтому покупают больше, – заключает эксперт. – Я считаю, запрет экспорта нужен, потому что он будет стабилизировать рынок. Возможно, конечно, в большей степени морально, но все равно это сыграет свою роль.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года. LR
История вопроса
Российские нефтекомпании не поспевают за планами Минэнерго
Несмотря на июльский зной цены на бензин и дизель «подостыли»
В период с ноября по декабрь предлагается оставить эмбарго на поставки за рубеж только для непроизводителей нефтепродуктов «в целях недопущения «вымывания» демпфированных объемов бензинов товарных с внутреннего рынка Российской Федерации, нанесения ущерба федеральному бюджету и дестабилизации ситуации на внутреннем рынке».Российские нефтекомпании не поспевают за планами Минэнерго
Несмотря на июльский зной цены на бензин и дизель «подостыли»
В министерстве считают, что продление запрета на экспорт позволит не допустить «ухудшения ситуации на внутреннем рынке моторного топлива в условиях ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах, в сентябре-октябре 2024 года и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период».
Временный запрет на экспорт бензина, который ввели с 1 марта по 31 августа, не распространялся на поставки по международным соглашениям в страны ЕАЭС. С 20 мая по конец июня эмбарго было приостановлено. Ограничения отменили для нивелирования рисков «снижения объемов переработки отдельными НПЗ», а также для «освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту». Право на экспорт получили только производители бензина, для так называемых серых экспортеров (непроизводителей) запрет сохранился. В конце июня экспорт был разрешен еще на месяц – на июль.
Введение эмбарго привело к снижению оптовых цен на бензин, а его отмена продемонстрировала тенденцию к росту. В июле стоимость топлива обновляет максимумы с прошлого года. По итогам торгов 16 июля АИ-92 подорожал на 1,37% – до ₽56,360 тыс. за тонну, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Его цена 4 июля поднималась до максимума с октября прошлого года, составив ₽56,488 тыс. за тонну. Бензин АИ-95 достиг 16 июля ₽72,417 тыс. за тонну, прибавив в цене 1,87%. Это максимум с сентября 2023 года.
Вслед за оптовыми ценами изменились и розничные: за неделю с 2 по 8 июля обе марки бензина (АИ-92 и АИ-95) прибавили в цене по 0,6%, следует из данных Росстата. С начала года бензин на АЗС подорожал на 3,6%, что, однако, ниже предельного уровня 4,7%.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года: это позволит обеспечить стабильность цен и насытить внутренний рынок в период плановых ремонтов на НПЗ и повышенного спроса, связанного в том числе с полевыми работами. Решение о продлении запрета на экспорт бензина с сентября будет рассмотрено с учетом анализа и ценовой ситуации на топливном рынке.
По информации газеты «Коммерсантъ», на совещании по рынку топлива у Новака 8 июля ФАС выступила с предложением не продлевать разрешение на экспорт. Вице-премьер позицию службы поддержал. 15 июля Новак заявил, что правительство в конце месяца оценит рынок и возобновит запрет на экспорт бензина в августе, если ситуация будет напряженной. В целом вице-премьер считает внутренний рынок стабильным, но отметил «чувствительную» реакцию на поставки бензина АИ-95.
Агентство Reuters со ссылкой на данные источников и собственные расчеты проинформировало: в январе-июне российские НПЗ снизили объем нефтепереработки на 5,6 млн т, или 4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 131,8 млн т.
Официальную статистику по производству топлива в России Минэнерго закрыло в мае, чтобы избежать «манипулирования рынком со стороны недобросовестных его участников». Вначале июля министерство заявило, что текущего объема производства бензина и дизельного топлива достаточно для полного удовлетворения спроса в высокий сезон.
По данным министерства, среднесуточный уровень отгрузки бензина на внутренний рынок в июле соответствует аналогичному показателю июля прошлого года (около 106 тыс. т в сутки), а по дизелю – выше на 13% (в среднем около 166 тыс. т в сутки). В то же время «нефтяным компаниям было рекомендовано дополнительно увеличить объем биржевых продаж» как бензина, так и дизеля.
Если говорить о стоимости бензина в рознице, то ее рост укладывается в параметры инфляции и на текущий момент не вызывает беспокойства, полагает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Что касается биржи, то удорожание топлива связано в том числе с вновь возникшими проблемами по его доставке и отгрузке, на фоне которых возник повышенный спрос обеспокоенных покупателей.
– Клиенты страхуются, они не понимают, когда придет топливо, когда оно будет отгружено, поэтому покупают больше, – заключает эксперт. – Я считаю, запрет экспорта нужен, потому что он будет стабилизировать рынок. Возможно, конечно, в большей степени морально, но все равно это сыграет свою роль.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года. LR
Тэги: топливо, экспорт, ограничения
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 15.08.2024 Запрет на экспорт бензина затягивается
- 15.07.2024 «Правила выезда» для топлива снова ужесточат
- 05.06.2024 Биржа хочет «взять на карандаш» горючий мелкий опт