Пока нет закона о складах, можно использовать зоны – они тоже подойдут

18 ноября 2014

Оценить предложение Медведева о введении режима свободного таможенного склада пока сложно

Пока нет закона о складах, можно использовать зоны – они тоже подойдут

В отсутствие законодательной базы сложно оценить предложение о введении режима свободного таможенного склада. Пока можно использовать существующие механизмы – режим свободной таможенной зоны. Такова точка зрения директора по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамала Давиташвили.

Создание в России правовой базы для функционирования «свободных складов» позволит привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру и даст дополнительные стимулы для роста производства импортозамещающих товаров и продукции, ориентированных на экспорт. С таким предложением выступил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, сообщает ТАСС.

Предлагаемые к рассмотрению кабмином законопроекты необходимы для запуска в России нового таможенного механизма – режима свободного склада, пояснил премьер-министр. «Это, по сути, такая маленькая особая экономическая зона, точечный аналог такой зоны. Он даст дополнительный стимул для производства импортозамещающих и экспортоориентированных товаров, позволит привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру», – цитирует агентство Медведева.

По словам премьер-министра, для такого склада не нужно создавать инфраструктуру с нуля, поскольку можно использовать готовые площади. Кроме того, некоторые затраты несет владелец, а не государство. И еще одно эффективное преимущество (по сравнению с полноценной особой экономической зоной) – это большая компактность, что позволит более эффективно работать, лучше контролировать ситуацию и сократит время на выполнение таможенных формальностей.

Товары на свободных складах освобождаются от таможенных пошлин и налогов, к ним не применяются меры нетарифного регулирования. В связи с этим предлагаются изменения в Налоговое законодательство и другие нововведения. Обеспечительный взнос для владельцев склада законопроектом установлен на уровне 5 млн рублей.

Введение нового таможенного режима «Логирус» попросил прокомментировать директора по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамала Давиташвили.

– Законодательной базы нет, и сейчас это предложение оценить сложно. Можно использовать существующие механизмы – режим свободной таможенной зоны. Пока так можно решить проблему, если нужно эту идею в жизнь воплотить, – поделился своей точкой зрения собеседник «Логируса». – Особых экономических зон, где действует этот режим, много, например, в Липецке, Калуге, Псковской области. Единственное, где-то они работают, а где-то – нет. Под какие-то ОЭЗ только выделили землю, и на этом все завершилось.

На территорию особой экономической зоны товары ввозятся беспошлинно, зарегистрированные там предприятия пользуются льготным налогообложением, но это делается для того, чтобы они там какое-то производство наладили, уточняет эксперт. «Можно ли организовать производство на территории склада и какое по объему? Разве нельзя использовать для этого уже существующие зоны?» – задается вопросами Джамал Давиташвили.

– Пока нет соответствующей нормативной базы о новом таможенном режиме, можно использовать, на мой взгляд, уже существующие ОЭЗ и таможенные режимы, – полагает собеседник «Логируса». – Возможно, под свободным складом понимаются что-то наподобие логопарка, но что мешает их создавать в существующих особых экономических зонах? Нормативная база в этом случае имеется, остается только отправить заявку и стать участником конкурса. Зон-то достаточно и очень много неосвоенных».

На подготовку и принятие законодательной базы потребуется какое-то время, поэтому завтра свободные склады не появятся. «Однако, если премьер-министр инициирует это дело, возможно, все будет быстрее», – предполагает эксперт. – В Европе такие свободные склады используются для других целей. На таможенный консигнационный склад товар приходит и хранится до решения владельца груза, куда его отправить. Но, повторюсь, это для других целей – для удобства логистики используется».

– Размер обеспечительного взноса в 5 млн рублей, если сравнивать со стоимостью лицензирования деятельности брокера, это немного. В любом случае будут привлекаться средства, поскольку строительство такого склада обойдется намного дороже, чем обеспечение, – подытожил Джамал Давиташвили.

Напомним, в апреле Федеральное агентство морского и речного транспорта предложило наделять статусом особых экономических зон не порты, а промышленные районы, что привлекло бы в порты дополнительный грузопоток, не меняя принципов работы портовых служб. По словам руководителя Росморречфлота Александра Давыденко, «закон построен так, что статус ОЭЗ подразумевает выделение госбюджета, создание администрации этой зоны и, соответственно, назначение чиновников, а бизнес с чиновниками работать не любит, он сам по себе».

Росморречфлот предлагал руководствоваться зарубежным опытом, где статус ОЭЗ получает не порт, а промышленный район, что дает резидентам экономические преференции и при этом позволяет порту работать в прежнем режиме. «В правительстве тоже понимают проблему: две зоны объявлены, а ни одного резидента не зарегистрировано», – прокомментировал ситуацию руководитель Росморречфлота. LR

Тэги: Группа компаний «САННА», свободные экономические зоны, Росморречфлот







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх