«Умными весами» заинтересовалась прокуратура

25 сентября 2024

Перевозчики пытаются оспорить 5 тысяч штрафов на сумму около ₽1,5 млрд

«Умными весами» заинтересовалась прокуратура

Генпрокуратура инициировала проверку законности работы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) после обращения бизнес-омбудсмена при президенте РФ. Об этом говорится в письме, направленном в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей, пишут «Известия».

Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс», сообщил, что с 2021 по 2024 год в 17 регионах страны были проведены проверки, выявившие массовые нарушения. Например, на трассе Тула – Белов в Тульской области в зоне АПВГК зафиксировали колейность глубиной до 10 см и трещины в асфальте. В Курганской области на участках Ялуторовск – Шадринск и Иртыш – Песчановолжанское были отмечены отслоения асфальта, значительный уклон дороги и провалы на расстоянии до 70 м от пунктов контроля, что негативно сказывается на точности работы весов.

Представители 3PL-оператора NC Logistic отметили, что корректность показаний АПВГК зависит от качества дорожного покрытия в зоне измерений. При движении автомобиля по неровной поверхности колеса могут «прыгать», что создает дополнительные нагрузки на оборудование и увеличивает вероятность ошибки.

Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», указал, что автоматические пункты весогабаритного контроля нередко фиксируют некорректные данные. Фактическая масса транспортных средств может отличаться от показаний АПВГК на 5-10%, что связано с влиянием скорости и особенностями транспорта.

Евгений Козырев, директор по логистике компании Delko, рассказал, что их компания неоднократно получала штрафы за нарушения габаритов на полуприцепы-рефрижераторы, хотя такие нарушения в принципе невозможны. Также были случаи штрафов за перегруз, несмотря на наличие актов взвешивания, подтверждающих соответствие допустимым нормам.

Владимир Матягин отметил, что ассоциация «Грузавтотранс» и перевозчики отслеживают более 5 тысяч административных дел, сумма штрафов по которым превышает 1,5 миллиарда рублей. Однако оспорить удается не все штрафы, поскольку они часто поступают с опозданием, когда уже сложно доказать свою правоту в суде. Кроме того, нередко табло на пунктах АПВГК не работают, а уведомления о нарушениях не передаются водителям в реальном времени.

Суды при вынесении решений, как правило, опираются на результаты измерений АПВГК и акты поверки оборудования, хотя производители отмечают, что точность измерений зависит от правильного обслуживания, а не от документов.

Согласно статье 12.21.1 КоАП РФ, штрафы за перегруз для юридических лиц варьируются от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от степени превышения допустимых норм. В 2023 году перевозчикам было выписано штрафов на общую сумму 22,5 миллиарда рублей за нарушения весогабаритных требований. По данным на сентябрь 2024 года, на федеральных трассах действует 60 АПВГК, на региональных – более 300. К 2030 году планируется установка еще 417 пунктов.

Генеральный директор компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов предложил проводить контрольные взвешивания на стационарных весах в случае сомнений в данных АПВГК, а также организовать онлайн-мониторинг результатов. Специалисты NC Logistic добавили, что онлайн-мониторинг в реальном времени позволит водителям своевременно проверять данные и оспаривать штрафы.

Минтранс России заявил, что установка АПВГК является приоритетным направлением контроля за передвижением тяжеловесных транспортных средств. При этом основная проблема кроется в недостаточном уровне обслуживания комплексов. Ведомство прорабатывает законопроект о создании единой государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), которая объединит данные всех АПВГК в онлайн-пространстве для постоянного мониторинга и диагностики работы пунктов.

Напомним, в августе 2024 года автоперевозчики массово жаловались на некорректную работу автоматических пунктов весогабаритного контроля. По данным Росавтодора и Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогам, на федеральных трассах действует 60 таких пунктов, а на региональных дорогах – более 300. К 2030-му в планах установить еще 417 федеральных пунктов. LR

Тэги: весогабаритный контроль, штрафы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх