У Минтранса и жд перевозчиков появится общая тема для разговоров

19 августа 2024

Систему ship-or-pay введут для ограниченного объема угля из Кузбасса

У Минтранса и жд перевозчиков появится общая тема для разговоров

На обсуждение железнодорожной отрасли поступил документ по инициативе, которая обсуждалась еще в 2021 году. Речь идет о введении системы ship-or-pay («вези или плати») исключительно для 15 млн тонн угля из Кузбасса на период 2023-2024 годов, пишет «Коммерсантъ».

Уголь из Кузбасса вывозился в прошлом году и вывозится в этом согласно другим документам. Собеседников «Коммерсанта» на рынке удивляет возвращение к обсуждению этого не принятого, но и не отмененного проекта постановления правительства за четыре месяца до обозначенного в нем срока его действия.

Решение о внедрении ship-or-pay в экспериментальном режиме — только на объемах из Кузбасса, в общей сложности для 15 млн тонн угля — было принято в апреле 2021 года. Перед этим президент Владимир Путин поручил к 2024 году увеличить вывоз угля из Кузбасса на восток на 30% относительно 2021 года.

Предполагалось, что распределение мощностей Восточного полигона до 2024 года будет подкреплено долгосрочными обязывающими соглашениями между компаниями и ОАО «РЖД», которые президент поручил заключить до 1 июля 2021 года.

В итоге гарантом вывоза из Кузбасса, а потом и из других угледобывающих регионов стал указ президента и объемные соглашения между регионами и РЖД. По этим договоренностям на Восточном полигоне высокий приоритет в 2024 году имеет около 100 млн тонн угля.

Угольщики каждый год хотят увеличить квоту. Глава Хакасии Валентин Коновалов обращался к президенту РФ с просьбой увеличить квоту на вывоз угля на восток из региона в этом году с 6,5 млн до 10 млн тонн, Новосибирская область просит дать ей квоту на вывоз 10 млн тонн угля на восток и 20 млн тонн на запад. Фактический гарантированный вывоз угля из Кузбасса установлен в 2024 году в 54,1 млн тонн.

Запрос от департамента железнодорожного транспорта носит сугубо формальный характер и имеет своей целью списать проект постановления правительства как утративший актуальность. По мнению собеседника издания, на это указывает отсутствие каких-либо изменений в отношении объемов 2023 года, тогда как, если бы целью было действительно провести эксперимент по внедрению ship-or-pay на 15 млн тонн, власти бы растянули эти объемы на будущие годы. Поскольку сроком действия указа президента был 2024 год, а проект постановления правительства привязан к нему, возможно, сдвинуть объемы на более поздний срок в принципе нельзя.

Возможно, полагает другой собеседник, его пытаются принять за четыре месяца до полного истечения, с тем чтобы провезти за этот счет дополнительные объемы, причем, возможно, даже не из Кузбасса, а из других регионов.

В условиях, когда с 1 января должны вступить в силу правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, а ситуация с погрузкой уже даже не тревожная, а критическая и проблемы с управлением движением и дефицитом кадров на сети РЖД обостряются, вероятность начала работы документа до конца 2024 года крайне мала, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Не похоже, что текущие проблемы с падением погрузки можно хотя бы частично решить за счет ship-or-pay.

Напомним, в начале августа 2024 года сенатор Сергей Михайлов и группа депутатов внесли в Госдуму проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта, которая предусматривает возможность заключения договоров ship-or-pay, когда одна сторона обязуется перевезти, а другая – предъявить к перевозке определенный объем грузов, и даже если обязательства выполнены не в полном объеме, оплачиваются они в полном. LR

Тэги: ship-or-pay, железнодорожные грузоперевозки, Минтранс







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх