Треть российской нефтепереработки стала объектами воздушных атак
18 марта 2024На фоне новостей об атаках биржевые цены на топливо прибавили от 1% до 3% всего за два дня
С начала 2024 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) совершили не менее 11 атак на предприятия по переработке, хранению и транспортировке российских нефтепродуктов. Вражеской атаке подверглись семь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), общая мощность которых составляет 102,5 млн тонн.
Из семи подвергшихся атакам нефтеперерабатывающих предприятий повреждения в той или иной мере были зафиксированы на пяти. Их общая мощность – 66,5 млн тонн.
– НПЗ были выбраны целью атак, чтобы создать впечатление, что российские власти недостаточно компетентны с точки зрения обеспечения безопасности таких важных промышленных объектов, – полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Одной из целей атак могло быть создание дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.
- Оценить выпадающий объем поставок нефтепродуктов на данном этапе, как мне кажется, не предоставляется возможным, поскольку нет подробностей инцидентов, конкретной информации о том, какие именно установки и насколько серьезно были повреждены, и, соответственно, сколько может занять их восстановление, – согласен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Серьезный ущерб отрасли, по его словам, принесла приостановка технологического процесса на НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
– Если верить сообщениям в СМИ, которые предполагают повреждение одной из четырех установок первичной переработки нефти, выпадающие мощности нижегородского НПЗ обеспечивали примерно 3% потребления автомоторного топлива в стране, включая дизель и бензин. В лучшие годы, когда работали обе установки каталитического крекинга предприятия, оно обеспечивало 10-11% потребления бензина в стране, но после пожара на одной из них в декабре, выпуск бензина снизился вдвое, – говорит эксперт.
– Оценить ущерб пока сложно, – согласен Митрахович. – Надо дождаться сообщений от компаний о том, где и что было разрушено.
По его словам, пока есть лишь относительная ясность с НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», который сначала остановил одну из установок, а потом подвергся атаке дронов. В случае его полной остановки, рынок потеряет примерно 10% бензина. Однако это может компенсироваться объявленным запретом экспорта бензина, те же 10% которого вывозились за рубеж.
Блохин добавляет, что в условиях, когда компании-владельцы атакованных и пострадавших НПЗ воздерживаются от содержательных комментариев, все оценки несут исключительно спекулятивный характер.
В феврале министр энергетики России Николай Шульгинов говорил, что ремонт только на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе» может занять несколько месяцев, а на туапсинском НПЗ – не меньше трех.
По мнению аналитиков Альфа-Банка, на данный момент ситуацию с поставками нефтепродуктов на внутренний рынок нельзя назвать критической.
Бензин марки АИ-92 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с 11 марта по 13 марта вырос в цене с 46 916 рублей за тонну до 48 182 рублей, летнее дизельное топливо – с 59 962 до 61 791 рубля за тонну, зимнее – с 62 455 до 63 103 рублей.
Напомним, ЛУКОЙЛ стал первой крупной жертвой западных санкций в нефтепереработке. Его Нижегородский НПЗ, один из крупнейших в РФ, из-за аварии полностью остановил одну из двух установок каталитического крекинга, ключевых для производства бензина. Вторая установка каткрекинга сломалась в конце декабря 2023 года, но с тех пор была перезапущена. LR
Из семи подвергшихся атакам нефтеперерабатывающих предприятий повреждения в той или иной мере были зафиксированы на пяти. Их общая мощность – 66,5 млн тонн.
– НПЗ были выбраны целью атак, чтобы создать впечатление, что российские власти недостаточно компетентны с точки зрения обеспечения безопасности таких важных промышленных объектов, – полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Одной из целей атак могло быть создание дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.
- Оценить выпадающий объем поставок нефтепродуктов на данном этапе, как мне кажется, не предоставляется возможным, поскольку нет подробностей инцидентов, конкретной информации о том, какие именно установки и насколько серьезно были повреждены, и, соответственно, сколько может занять их восстановление, – согласен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Серьезный ущерб отрасли, по его словам, принесла приостановка технологического процесса на НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
– Если верить сообщениям в СМИ, которые предполагают повреждение одной из четырех установок первичной переработки нефти, выпадающие мощности нижегородского НПЗ обеспечивали примерно 3% потребления автомоторного топлива в стране, включая дизель и бензин. В лучшие годы, когда работали обе установки каталитического крекинга предприятия, оно обеспечивало 10-11% потребления бензина в стране, но после пожара на одной из них в декабре, выпуск бензина снизился вдвое, – говорит эксперт.
– Оценить ущерб пока сложно, – согласен Митрахович. – Надо дождаться сообщений от компаний о том, где и что было разрушено.
По его словам, пока есть лишь относительная ясность с НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», который сначала остановил одну из установок, а потом подвергся атаке дронов. В случае его полной остановки, рынок потеряет примерно 10% бензина. Однако это может компенсироваться объявленным запретом экспорта бензина, те же 10% которого вывозились за рубеж.
Блохин добавляет, что в условиях, когда компании-владельцы атакованных и пострадавших НПЗ воздерживаются от содержательных комментариев, все оценки несут исключительно спекулятивный характер.
В феврале министр энергетики России Николай Шульгинов говорил, что ремонт только на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе» может занять несколько месяцев, а на туапсинском НПЗ – не меньше трех.
По мнению аналитиков Альфа-Банка, на данный момент ситуацию с поставками нефтепродуктов на внутренний рынок нельзя назвать критической.
Бензин марки АИ-92 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с 11 марта по 13 марта вырос в цене с 46 916 рублей за тонну до 48 182 рублей, летнее дизельное топливо – с 59 962 до 61 791 рубля за тонну, зимнее – с 62 455 до 63 103 рублей.
Напомним, ЛУКОЙЛ стал первой крупной жертвой западных санкций в нефтепереработке. Его Нижегородский НПЗ, один из крупнейших в РФ, из-за аварии полностью остановил одну из двух установок каталитического крекинга, ключевых для производства бензина. Вторая установка каткрекинга сломалась в конце декабря 2023 года, но с тех пор была перезапущена. LR
Тэги: топливо, НПЗ
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости