Топливу на бирже откроют шлюзы, а на железной дороге зажгут «зеленый свет»

30 июля 2024

Долю биржевых продаж топлива предлагают увеличить до 20% при сохранении приоритета перевозок нефтепродуктов по железной дороге для внутреннего рынка до 1 декабря

Топливу на бирже откроют шлюзы, а на железной дороге зажгут «зеленый свет»

В Госдуме предлагают ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю продаж топлива на бирже с 13% до 20%, чтобы не допустить серьезного роста цен на бензин в рознице, пишет газета «Известия».

Ситуацию с ценообразованием обсудили 29 июля на совете Госдумы и в Минэнерго. Среди причин названы ремонтные работы на НПЗ, сложности с логистикой, участие самих топливных компаний в купле-продаже топлива, рассказали в Российском топливном союзе.

По итогам совета спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что депутатам поступает много обращений граждан в связи с ростом цен на бензин. Поэтому будет правильным, чтобы профильные комитеты изучили этот вопрос и не снимали с контроля. Соответствующее поручение он дал комитетам по энергетике, экономической политике, аграрным вопросам и контролю. А также поручил провести расширенное заседание профильного комитета по энергетике и пригласить на него с докладом первого замминистра энергетики Павла Сорокина.

Стоимость АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 29 июля подорожала до ₽72,5 тыс. за 1 т, то есть на 12,2%, следует из данных торгов на сайте площадки. Для стабилизации внутреннего рынка правительство ранее приняло решение ввести с 1 августа временный запрет на экспорт бензина.

Тем не менее, в Госдуме предложили усилить меры – ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю биржевых продаж топлива до 20%. С таким предложением к вице-премьеру Александру Новаку обратился вице-спикер нижней палаты, член совета парламента Борис Чернышов.

– В целях стабилизации внутреннего топливного рынка, снижения цен на АЗС и обеспечения устойчивого снабжения стратегически важных отраслей экономики бензином и дизельным топливом предлагаю рассмотреть возможность введения механизма квотирования торговли этими видами топлива на внутреннем рынке, – говорится в письме.

Для реализации необходимо учредить правительственную комиссию, которая будет заниматься ежеквартальной разработкой квот на поставки дизтоплива и бензина на внутренний рынок, исходя из меняющихся потребностей внутреннего рынка и стратегических отраслей. Для компаний, не выполняющих установленные нормативы, предлагается ввести штрафные меры.

– Когда растет стоимость топлива на иностранных рынках, то по понятным причинам российским производителям становится выгодней продавать максимум своих запасов за рубеж. Это, в свою очередь, провоцирует дефицит на внутреннем рынке, который в большей степени регулируется государством. Но такой механизм совершенно не годится, потому что ставит наших потребителей в положение второго сорта по отношению к иностранным потребителям, – поделился с газетой Борис Чернышов. – В 2023 году правительство повышало норматив продажи бензина на бирже до 13% от объема производства. Возможно, сейчас его стоит повысить до 20%.

В ФАС «Известиям» сообщили, что служба направила запросы вертикально интегрированным компаниям (ВИНКи) с обоснованием причин изменения стоимости на АИ-95 – эту информацию бизнес должен представить до 31 июля. Одновременно в ФАС отметили, что, по данным Росстата, цены на АЗС изменяются не выше уровня инфляции, хотя в ряде регионов уже выявлены нарушения.

– За последний месяц Пермское УФАС признало факт нарушения закона о защите конкуренции в действиях «дочки» «Лукойла» из-за необоснованно высоких цен на топливо, в Туве выявлен сговор 10 компаний на рынке нефтепродуктов. Тверское УФАС выдало предупреждение «дочке» «Сургутнефтегаза» за признаки ценовой дискриминации потребителей. Также выданы предупреждения двум топливным компаниям в ЛНР за введение покупателей в заблуждение об условиях продажи товара, в частности цены нефтепродуктов, – отмечают в ФАС.

Минэнерго на заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра Новака заявили, что розничные цены на топливо стабильны, а дефицит отсутствует. Однако Новак дал поручение министерству и ФАС отслеживать динамику цен на топливо на АЗС и для сельхозпроизводителей, а также баланс маржинальности переработки для недопущения роста стоимости выше уровня инфляции. Нефтяным компаниям рекомендовано увеличить загрузку НПЗ в сезон высокого спроса на бензин.

– Среди причин роста биржевых цен было названо в том числе снижение объема продаж бензина на бирже, которое происходит по объективным обстоятельствам. Это и ремонты, которые идут сегодня на НПЗ, и проблемы с логистикой и железной дорогой, которые приводят к тому, что ряд заводов просто не может вывезти топливо, что ведет к снижению производства, – отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По его словам, есть и системная проблема в ценообразовании, связанная с тем, что структура производства марок бензина не соответствует структуре потребления. Бензина АИ-95 потребляется больше, а производится меньше. Также есть влияние санкций, которые сказываются на сроках проведения ремонтных работ. Кроме того, необходимо обязательно обеспечить приоритетность перевозок топлива железнодорожным транспортом, так как с сентября вводятся новые правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД, которые могут усложнить доступ перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности.

На очередном заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов у вице-премьера Александра Новака возможность сохранения приоритета перевозок нефтепродуктов по железной дороге для внутреннего рынка до 1 декабря, сообщили «РБК» два источника на транспортном и топливном рынке.

По словам одного из собеседников, знакомого с деталями совещания, на нем обсуждалось предложение «сохранить третью очередь для перевозки нефтепродуктов до декабря». Однако окончательное решение еще не принято, и есть также мнения в пользу постоянного сохранения текущего приоритета. Источник на транспортном рынке подтвердил, что изучается идея сохранения текущей очередности для топлива до декабря.

Согласно официальному сообщению правительства по итогам штаба, условия транспортировки нефтепродуктов по железной дороге обсуждались в ходе совещания. Вице-премьер при этом поручил «обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и своевременные сроки его доставки покупателям».

Сейчас грузы по железной дороге транспортируются в соответствии с временными правилами очередности перевозки, заменившими ПНД после их приостановки в 2022 году из-за необходимости оперативно вывезти продукцию предприятий, которые лишились привычных рынков сбыта в Европе. С марта этого года нефтепродукты доставляются согласно третьей очереди приоритета, а после возобновления действия ПНД перейдут в зависимости от направления отправки – субсидируемая, внутренняя и экспортная – в шестую и ниже, утверждает представитель ОАО «РЖД».

Предложение оставить нефтепродукты в третьей очереди может быть связано с обострением ситуации на рынке бензина, считает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс». Биржевые цены на бензин почти непрерывно растут с июня, и только на прошлой неделе наметилась тенденция к снижению, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Поэтому сохранение приоритета позволит «как минимум» остановить рост цен на бензин, считает эксперт.

– Для других грузов, таких как уголь, ситуация не выигрышная, но текущая конъюнктура такова, что часть угля просто нерентабельно поставлять, поэтому для угольной отрасли ситуация вряд ли станет хуже, – пояснил Худалов.

Вопрос очередности поставок нефтепродуктов по железной дороге важен, но решать его необходимо системно, а не на уровне отдельных постановлений, говорит заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. При этом в большей степени решить проблему с доставкой поможет реализация принципа приоритетности внутренних поставок над экспортными, утверждает он. При этом необходимо активизировать и альтернативные способы, чтобы разгрузить железнодорожный транспорт.

– У нас до сих пор нет возможности на бирже купить топливо с отгрузкой по воде, не развивают для этого флот. Необходимо также увеличить нагрузку на ось автомобилей, чтобы можно было брать полный объем груза, тогда как сейчас бензовозы ездят с тремя заполненными секциями вместо четырех. И, допустим, в том же восточном направлении самый явный способ – это строительство продуктопровода вплоть до Дальнего Востока из Новосибирска, – полагает Гусев.

Напомним, в грузопотоке на железнодорожной инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью продолжат доминировать грузы, перевозимые по отдельным указам, распоряжениям и поручениям президента РФ, сказано в новой версии правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Она вступит в силу с 1 сентября 2024 года. LR

Тэги: топливо, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх