Дело запахло керосином: авиакомпании заявили о рисках локального дефицита

22 августа 2024

В Минэнерго и ФАС опасений отрасли не разделяют

Дело запахло керосином: авиакомпании заявили о рисках локального дефицита

Одна из крупнейших авиакомпаний России S7 Airlines за подписью ее генерального директора Вадима Клебанова направила письмо в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с предложением провести анализ стоимости авиационного керосина в аэропортах и совместно с Минтрансом и Минэнерго сформировать предложения по снижению рисков локальных дефицитов этого вида топлива, пишут «Известия».

В письме указано, что от операторов поставщиков топлива в адрес авиакомпаний поступили уведомления о возможном неисполнении обязательств по заправке. Речь идет об аэропортах сибирского, восточного и южного регионов. Также поступают предупреждения о минимальном запасе керосина и вероятных ограничениях в заправке. Самолетам авиакомпании рекомендовано прибывать с максимальным запасом топлива.

Источник в одной из крупных авиакомпаний рассказал изданию, что пару недель назад пришло уведомление от южных аэропортов о проблемах с завозом топлива.

В первой половине августа национальный индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) колебался в районе ₽80 тыс. за тонну керосина, 7 августа достиг ₽87,9 тыс., что на 30,2% выше, чем в августе прошлого года, следует из письма. 21 августа индекс скорректировался в районе ₽82,6 тыс., следует из данных биржи.

Такую же динамику показывают и региональные индексы авиакеросина в Новосибирске и Иркутске: +28,7% (₽91,5 тыс.) и +31,5% (₽99,8 тыс.). Например, на Роттердамской бирже 7 августа керосин стоил $754 или ₽64,2 тыс.

По данным S7 Group, затраты перевозчиков на горюче-смазочные материалы (ГСМ) достигают 25-30% от операционных расходов и напрямую влияют на стоимость билетов. Авиакомпания опасается, что при сохранении такой динамики цен доля расходов превысит 30%, что повлечет снижение доступности перелетов. Есть также риск невыполнения планов по воздушным перевозкам, зафиксированных в комплексной программе развития авиаотрасли.

В группе «Аэрофлот» отмечают рост стоимости керосина на протяжении нескольких лет: с 2018 года цена выросла с уровня около ₽45 тыс. за тонну до ₽85 тыс. в 2024-м.

– При этом доля расходов на керосин в операционных затратах доходит до 40%, таким образом любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета. Авиакомпании частично компенсируют это за счет демпферного механизма, который покрывает 65% покупаемого в России объема топлива, – отметили в «Аэрофлоте».

Авиаперевозчики рассчитывают на продолжение действия механизма демпфера, срок действия которого не ограничен, однако уровни отсечения прописаны до 2026 года.

Рост стоимости керосина традиционно фиксируется в августе, отмечают в «Победе», когда растет потребность в нем авиакомпаний, так как в высокий сезон отрасль работает на пике мощностей.

– В цене нашего билета стоимость расходов на ГСМ составляет около 40%, поэтому повышение стоимости топлива влияет на стоимость авиаперевозки, – отмечают в лоукостере.

В настоящее время в АЭВТ с участием авиакомпаний проводится оценка роста цены на керосин с выработкой предложений по стабилизации топливного рынка, сказал «Известиям» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.

В АО «Международный аэропорт Шереметьево» ответили, что за это ответственны операторы ТЗК и авиакомпании.

Внутренний рынок стабильно обеспечен авиатопливом и остается сбалансированным в период сезонного роста спроса на авиационный керосин, подтверждает пресс-служба Минэнерго. В аэропортах страны сформирован достаточный запас этого вида топлива.

– Фактический объем реализации авиационного керосина на СПбМТСБ в августе 2024 года сопоставим с аналогичным периодом 2023 года, – говорит управляющий директор по рынку нефтепродуктов СПбМТСБ Наталия Яковенко. – Планы реализации этого топлива на август 2024 года на 5,5% выше аналогичного периода прошлого года. Территориальный биржевой индекс Европейской части России на 20 августа 2024 года снизился на 3,9% по сравнению с началом месяца. Правда, в рамках рассматриваемого периода имеется разнонаправленная динамика индекса.

Вопросы развития биржевого рынка авиакеросина рассматриваются в рамках Биржевого комитета ФАС, утверждают в СПбМТСБ.

Изменение биржевой стоимости на авиакеросин с 9 января по 20 августа 2024 года составило 1,1%, что ниже уровня инфляции, комментирует ситуацию ФАС.

– Для снижения волатильности конечной цены на авиакеросин существуют меры поддержки эксплуатантов воздушных судов. Предусмотрен демпфер и возвратные акцизы из бюджета для авиакомпаний, которые закупают это топливо. Для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ реализуются программы субсидирования, – подчеркивают в антимонопольной службе.

По данным ФАС, в совокупности всех возвратных акцизов авиакомпаниям конечная стоимость керосина в июле составила ₽59,93 тыс. за тонну. В структуре затрат авиакомпаний доля расходов на керосин на воздушных внутренних линиях практически не изменилась.

По мнению генерального директора АНО «Института доказательной экономики» Григория Баженова, «одна из ключевых причин роста цен на авиакеросин – пик сезонного спроса, но не стоит недооценивать трудности ремонта НПЗ в условиях санкционных ограничений».

По словам основателя сервиса безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, в пик сезона отпусков цена керосина может возрастать до максимальных значений из-за дисбаланса спроса и предложения, что может привести к локальному дефициту в аэропортах.

– В зависимости от дальности полета стоимость топлива в структуре себестоимости перелета варьируется от 50% до 70%. Поэтому рост цен на него скажется на цене авиабилетов в РФ, – рассуждает эксперт.

Помимо стоимости керосина, сказываются и негативные ожидания от решения Росавиации повысить ставку сборов с авиаперевозчиков для финансирования фонда капитального ремонта аэродромов, уверяет доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

– А еще на дальневосточном направлении возник дефицит предложения из-за нехватки воздушных судов, что тоже давит на стоимость авиабилетов, – отметил эксперт.

На ситуацию влияет и общее положение дел на рынке нефтепродуктов.

– Керосиновая фракция используется как компонент дизельных топлив. Нефтяным компаниям выгоднее продавать ее как авиационное топливо, так как на солярку взимается акциз в размере ₽10,4 тыс. за тонну, – поясняет зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

В августе начинается закупка авиакеросина трейдерами для изготовления условно зимнего дизеля, уточняет исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Крупных перевозчиков сезонное повышение цен на авиатопливо коснется в меньшей мере, так как они имеют долгосрочные контракты с поставщиками, где цена на авиакеросин формируется по формуле, исходя из стоимости нефти, а не керосина, поделился с изданием авиаэксперт Роман Гусаров. Компаниям удается сгладить сезонные аппетиты посредников, а вот небольшие перевозчики вынуждены заправляться по актуальным ценам у операторов ТЭК, что может отразиться на билетах.

Рост биржевых цен на керосин ведет к увеличению затрат авиакомпаний на перевозки, однако драматизировать ситуацию не стоит, уверяет Олег Пантелеев. В 2024 году сохраняются меры поддержки авиаотрасли: демпфер по авиакеросину и обратный акциз. В отдельные месяцы авиакомпании компенсировали более 20% расходов на топливо. Поэтому, с учетом господдержки, рост цен на керосин не создает предпосылок для радикального ухудшения финансового положения перевозчиков.

В большинстве крупных аэропортов работают несколько операторов ТЗК, что позволяет диверсифицировать поставки топлива.

Напомним, Правительство продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Эта мера была введена с марта на полгода (до 31 августа), при этом в мае-июле ее приостановили из-за насыщения рынка топливом. Власти объяснили пролонгацию эмбарго необходимостью обеспечить стабильность на топливном рынке «в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах». LR

Тэги: топливо, грузовые авиаперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх