Субсидии на суда обещали, но бюджет пока не сходится

26 июля 2023

Бизнесу обещали выплаты, которые могли бы покрыть разницу в себестоимости строительства на дальневосточных верфях и предприятиях европейской части РФ

Субсидии на суда обещали, но бюджет пока не сходится

Постройка рыбопромысловых и краболовных судов на Дальнем Востоке, которую государство стимулировало за счет субсидии, призванной покрыть разницу в себестоимости строительства на дальневосточных верфях и предприятиях европейской части РФ, может оказаться под угрозой из-за отсутствия средств в госбюджете, сообщает «Коммерсантъ».

Как следует из переписки с Минпромторгом, ООО «Маг-Си Интернешнл» на Хабаровском судостроительном заводе построило краболовное судно «Омолон», которое было сдано в конце марта. Затем компания обратилась в Минпромторг с заявлением на предоставление субсидии. По проекту заявления, она должна покрыть 306 млн рублей из 1,5 млрд рублей стоимости судна.

Субсидия по постановлению правительства №1138 выплачивается с 2021 года, ее размер составляет 20% стоимости строительства судна (без учета НДС), но не более 340 млн рублей.

Как пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев (все краболовы, строящиеся на Дальнем Востоке, заказаны членами ассоциации), на текущий момент из трех переданных заказчикам судов субсидия выплачена по двум. Инвестор получил субсидию в год сдачи судов: соответственно в 2021 и 2022 годах. В этом году на Дальнем Востоке, помимо судна «Маг-Си», должно быть сдано еще два краболова.

В ответ на заявку «Маг-Си» Минпромторг ответил, что федеральным бюджетом на 2023-2025 годы средства на эту субсидию не предусмотрены. В ведомстве подтвердили, что «в настоящее время, в рамках формирования проекта закона о бюджете на 2024-2026 годы, Минпромторгом запрошены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию данной меры».

При принятии правкомиссией решения о выделении запрошенных Минпромторгом средств «заказчики строительства судов краболовов, в том числе и компания «Маг-Си», смогут обратиться за получением субсидии».

В начале года аппарат полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева анонсировал потенциальное повышение субсидии: Минпромторг предложил повысить ее до 28% от стоимости судна, но не более 520 млн рублей.

Как пояснили в Минпромторге, вопрос увеличения размера субсидии до 28% также «прорабатывается заинтересованными ведомствами в части определения источников».

– Это решение стало одним из основных факторов при выборе верфей и расчете экономической эффективности строительства краболовов. В результате из 41 краболова, законтрактованного по итогам крабовых аукционов 2019 года, 16 строятся на Дальнем Востоке. Это очень существенный заказ для верфей региона, которые десятилетиями не строили подобные суда, – говорит Герман Зверев.

В этом году начинается второй этап крабовых аукционов, напоминает он – под строительство судов уже в этом году будет реализовано 26 лотов с квотами на добычу краба на Дальнем Востоке.

– Принцип «где ловим, там и строим» не закреплен в законе, а значит, предприятия могут разместить заказы на верфях и европейской части России. Перебои с выплатой субсидий действительно могут повлиять на решение о месте строительства судов, – уверяет Зверев.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что субсидия крайне важна, поскольку, не будь этих льгот, многие инвесторы не стали бы заказывать суда на дальневосточных верфях, у которых и финансовое положение не так стабильно, как у верфей других регионов, и сроки сдачи более продолжительны. Даже с субсидией проблемы останутся, поскольку необходимость перепроектирования и замены судового комплектующего оборудования влияет на сроки сдачи и стоимость краболовов.

Напомним, заказать постройку контейнеровоза российские компании могут и за рубежом. С таким запросом чаще всего обращаются к верфям в КНР, Южной Корее, Японии, Вьетнаме и Филиппинах. Однако из-за западных санкций сделки оформляются по более сложным схемам, что повышает конечную стоимость судна на 15-20%. Головное судно на 3-3,5 тыс. TEU при наличии готового проекта и прочей документации может быть построено за 1-2,5 года в зависимости от верфи, ее загруженности, наличия готовых или отказных корпусов. LR

Тэги: судостроение, верфи, субсидии







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх