РЖД обозначило минимум своих «индексационных планов»
24 сентября 2024Для минимальной инвестпрограммы потребуется проиндексировать тариф на 16,7%
Приоритетные проекты минимальной инвестиционной программы ОАО «РЖД», для которых планируется повышение тарифов на грузоперевозки в 2025 году, включают в себя поддержание инфраструктуры, расширение Восточного полигона до пропускной способности в 210 миллионов тонн к 2030 году и строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Об этом пишет газета «Коммерсантъ», ссылаясь на материалы, представленные на совещании в Минтрансе.
Материалы совещания указывают, что индексация тарифов на 17,2% связана с учетом индекса ценового давления и предполагает переход с действующей формулы «инфляция минус 0,1%» на промышленную инфляцию. Однако, чтобы покрыть расходы на минимальную инвестиционную программу, тарифы необходимо повысить на 19,1%, так как увеличение на 17,2% создаст дефицит в размере ₽244 млрд. Для реализации среднего варианта программы требуется индексация на 19,2%, а для полной – на 22,7%.
Даже если тарифы будут проиндексированы на 3,8% с 1 ноября 2024 года и на дополнительные 12,9% с 1 января 2025 года, дефицит в ₽244 млрд сохранится. Из этих 12,9% – 11,8% составляют базовую индексацию, а 1% предназначен для обеспечения транспортной безопасности. Чтобы избежать дефицита при финансировании минимальной программы, потребуется вторая индексация на 14,8%, для максимальной программы – на 18,2%.
В 2025 году РЖД также планирует выделить ₽50,3 млрд на повышение конкурентоспособности зарплат, что предусмотрено в коллективном договоре. Однако для снижения уровня индексации тарифов предлагается отказаться от этих расходов, а также от планов по переезду в офис в «Москва-Сити». Это даст возможность уменьшить индексацию до 16,7% при единовременном повышении или до 3,8% и 12,4% при двухэтапной индексации.
Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, уверен, что значительное повышение тарифов может отрицательно сказаться на российской промышленности. Он отмечает, что компании могут начать инвестировать в альтернативные способы транспортировки, такие как автотранспорт, а нефтяные компании уже предпочли трубопроводы железной дороге.
Напомним, РЖД предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 год. Текущее предложение РЖД – либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября 2024 года, а с 1 января 2025 года доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января. LR
История вопроса
В тарифах РЖД появятся-таки сразу две надбавки
Двойная индексация тарифов входит у РЖД в привычку
Для реализации этих проектов, а также частичного расширения подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов с увеличением их пропускной способности до 131 и 209 млн т к 2030 году, потребуется ₽1,65 трлн. При более крупномасштабном увеличении портов до 152 и 220 млн т соответственно, потребность в финансировании возрастает до ₽1,84 трлн.В тарифах РЖД появятся-таки сразу две надбавки
Двойная индексация тарифов входит у РЖД в привычку
Материалы совещания указывают, что индексация тарифов на 17,2% связана с учетом индекса ценового давления и предполагает переход с действующей формулы «инфляция минус 0,1%» на промышленную инфляцию. Однако, чтобы покрыть расходы на минимальную инвестиционную программу, тарифы необходимо повысить на 19,1%, так как увеличение на 17,2% создаст дефицит в размере ₽244 млрд. Для реализации среднего варианта программы требуется индексация на 19,2%, а для полной – на 22,7%.
Даже если тарифы будут проиндексированы на 3,8% с 1 ноября 2024 года и на дополнительные 12,9% с 1 января 2025 года, дефицит в ₽244 млрд сохранится. Из этих 12,9% – 11,8% составляют базовую индексацию, а 1% предназначен для обеспечения транспортной безопасности. Чтобы избежать дефицита при финансировании минимальной программы, потребуется вторая индексация на 14,8%, для максимальной программы – на 18,2%.
В 2025 году РЖД также планирует выделить ₽50,3 млрд на повышение конкурентоспособности зарплат, что предусмотрено в коллективном договоре. Однако для снижения уровня индексации тарифов предлагается отказаться от этих расходов, а также от планов по переезду в офис в «Москва-Сити». Это даст возможность уменьшить индексацию до 16,7% при единовременном повышении или до 3,8% и 12,4% при двухэтапной индексации.
Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, уверен, что значительное повышение тарифов может отрицательно сказаться на российской промышленности. Он отмечает, что компании могут начать инвестировать в альтернативные способы транспортировки, такие как автотранспорт, а нефтяные компании уже предпочли трубопроводы железной дороге.
Напомним, РЖД предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 год. Текущее предложение РЖД – либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября 2024 года, а с 1 января 2025 года доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января. LR
Тэги: тарифы, РЖД, железнодорожные грузоперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости