Рынок рельсового подвижного состава за 6 лет может вырасти в 10 раз
27 сентября 2024В 2023 году рынок железнодорожного машиностроения в России (включая путевую технику, сервис и запчасти) оценивался примерно в 1 трлн рублей
По оценкам Rollingstock Agency (RSA), объем российского рынка рельсового подвижного состава в период с 2024 по 2030 год превысит 7 трлн рублей. Как уточнил «Коммерсанту» управляющий партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов, с учетом стоимости комплектующих и сервисного обслуживания этот показатель может достичь 10 трлн рублей. В 2023 году рынок железнодорожного машиностроения в России (включая путевую технику, сервис и запчасти) оценивался примерно в 1 трлн рублей и продолжает расти.
Михаил Бурмистров, возглавляющий «Infoline-Аналитику», подчеркивает, что закупки РЖД определяют долгосрочные прогнозы для рынка. Однако он не исключает корректировки плана закупок в 2025-2026 годах из-за дефицита инвестиционных программ, при этом сроки могут сдвигаться, но не объемы.
В промышленности, по его словам, наблюдается устойчивый спрос на обновление парка маневровых локомотивов. С появлением импортозамещенной модели ТЭМ23 с двигателем КамАЗа, стоимостью около 100 млн рублей за единицу, их покупка становится выгоднее аренды.
Хотя парк грузовых вагонов, по данным на август 2024 года, достиг 1,36 млн единиц, что считается избыточным, Александр Поликарпов уверен, что закупки будут продолжаться, хотя и в меньших объемах. По оценке RSA, до 2030 года рынок грузовых вагонов составит более 400 тыс. единиц общей стоимостью 1,9-2,1 трлн рублей.
Михаил Бурмистров отмечает, что доходы вагоностроительных компаний достигли беспрецедентного уровня – до 2 млн рублей с одного вагона. Однако он прогнозирует возможную корректировку цен, так как рынок начинает перегреваться.
В пассажирском сегменте ожидается рост спроса на вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. По прогнозам Поликарпова, ежегодные поставки составят 700 и 1 тыс. вагонов соответственно, а объем рынка до 2030 года достигнет 4,8 тыс. и 7 тыс. единиц общей стоимостью 650-720 млрд и 1,1-1,2 трлн рублей.
Спрос на трамваи также продолжает превышать предложение. По оценкам RSA, потребуется более 4 тысяч единиц стоимостью 450-480 млрд рублей. Поликарпов считает важным включить поддержку городского рельсового транспорта в национальные проекты.
В сегменте метро ожидается спрос на 350 вагонов в год, а объем рынка до 2030 года оценивается в 440-490 млрд рублей. Основными заказчиками являются Москва и Санкт-Петербург, которые уже заключили контракты на более чем 2,5 тыс. метровагонов.
Эксперты считают, что успешная реализация этих прогнозов зависит от двух ключевых факторов: внедрения долгосрочных контрактов и снижения ключевой ставки, что сделает лизинг и инвестиции в развитие компонентной базы более привлекательными.
Напомним, по оценкам СУЭК, в 2024-2030 годах будет списано 113 тыс. стандартных полувагонов выпуска 2004-2009 годов. С учетом того, что мощности заводов позволяют производить не более 40 тыс. полувагонов в год, может «возникнуть дефицит данного подвижного состава для вывоза угля в объеме 100 тыс. полувагонов к 2033 году». LR
История вопроса
Эксперт: структура спроса на вагоны в России изменилась
Одни грузовые вагоны ужались, другие — расправили крылья
По данным RSA, рынок магистральных тепловозов в 2024-2030 годах составит 450-510 млрд рублей, что включает покупку более 2 тысяч секций – около 300 секций ежегодно. Планируется также закупка около 210 маневровых локомотивов в год, а общий объем до 2030 года достигнет 1,4 тысячи единиц на сумму 165-185 млрд рублей. ОАО «РЖД» уже анонсировало масштабные планы по покупке до 10 тысяч локомотивов до 2035 года, не учитывая заказы от промышленных предприятий.Эксперт: структура спроса на вагоны в России изменилась
Одни грузовые вагоны ужались, другие — расправили крылья
Михаил Бурмистров, возглавляющий «Infoline-Аналитику», подчеркивает, что закупки РЖД определяют долгосрочные прогнозы для рынка. Однако он не исключает корректировки плана закупок в 2025-2026 годах из-за дефицита инвестиционных программ, при этом сроки могут сдвигаться, но не объемы.
В промышленности, по его словам, наблюдается устойчивый спрос на обновление парка маневровых локомотивов. С появлением импортозамещенной модели ТЭМ23 с двигателем КамАЗа, стоимостью около 100 млн рублей за единицу, их покупка становится выгоднее аренды.
Хотя парк грузовых вагонов, по данным на август 2024 года, достиг 1,36 млн единиц, что считается избыточным, Александр Поликарпов уверен, что закупки будут продолжаться, хотя и в меньших объемах. По оценке RSA, до 2030 года рынок грузовых вагонов составит более 400 тыс. единиц общей стоимостью 1,9-2,1 трлн рублей.
Михаил Бурмистров отмечает, что доходы вагоностроительных компаний достигли беспрецедентного уровня – до 2 млн рублей с одного вагона. Однако он прогнозирует возможную корректировку цен, так как рынок начинает перегреваться.
В пассажирском сегменте ожидается рост спроса на вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. По прогнозам Поликарпова, ежегодные поставки составят 700 и 1 тыс. вагонов соответственно, а объем рынка до 2030 года достигнет 4,8 тыс. и 7 тыс. единиц общей стоимостью 650-720 млрд и 1,1-1,2 трлн рублей.
Спрос на трамваи также продолжает превышать предложение. По оценкам RSA, потребуется более 4 тысяч единиц стоимостью 450-480 млрд рублей. Поликарпов считает важным включить поддержку городского рельсового транспорта в национальные проекты.
В сегменте метро ожидается спрос на 350 вагонов в год, а объем рынка до 2030 года оценивается в 440-490 млрд рублей. Основными заказчиками являются Москва и Санкт-Петербург, которые уже заключили контракты на более чем 2,5 тыс. метровагонов.
Эксперты считают, что успешная реализация этих прогнозов зависит от двух ключевых факторов: внедрения долгосрочных контрактов и снижения ключевой ставки, что сделает лизинг и инвестиции в развитие компонентной базы более привлекательными.
Напомним, по оценкам СУЭК, в 2024-2030 годах будет списано 113 тыс. стандартных полувагонов выпуска 2004-2009 годов. С учетом того, что мощности заводов позволяют производить не более 40 тыс. полувагонов в год, может «возникнуть дефицит данного подвижного состава для вывоза угля в объеме 100 тыс. полувагонов к 2033 году». LR
Тэги: железнодорожные грузоперевозки, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости