Российские порты сильно «не добирают» по нефтепродуктам
20 мая 2024В то же время удобрения показали наибольший прирост
Грузооборот портов РФ в январе-апреле 2024 года снизился на 4,3% год к году, до 288,4 млн тонн, сообщил газете «Коммерсантъ» источник в отрасли, знакомый со статистикой. Относительно прошлого года не было обработано 12,8 года млн тонн грузов. Перевалка наливных грузов сократилась на 5,1% год к году, сухих – на 3,4%.
Заметнее всего в тоннаже упала перевалка каменного угля – на 15%, или на 10,5 млн тонн, до 59,5 млн тонн.
Основные потери выпали на порт Тамань, где в условиях ценовых споров угольщиков с «ОТЭКО» перевалка снизилась на 5,7 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн угля недогружено в Дальневосточном бассейне, 2,6 млн тонн – в Балтийском бассейне, основные потери пришлись на терминалы Ванино и Усть-Луги.
По данным Kpler, морской экспорт угля из РФ в январе-марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, в условиях спада мировых цен.
На 18,5% год к году, до 37,8 млн тонн, сократилась перевалка нефтепродуктов в Балтийском бассейне и Азово-черноморском, где перевалка снизилась на 5,7 млн и 3,3 млн тонн соответственно.
Падение перевалки и экспорта нефтепродуктов Виктор Катона из Kpler объясняет снижением нефтепереработки из-за ремонтов НПЗ, в том числе внеплановых из-за ударов беспилотников, а также действием с марта запрета на экспорт бензина.
По сравнению с обычным весенним циклом переработки мощности НПЗ были недозагружены примерно на 400 тыс. баррелей в сутки. Максим Малков из Kept добавляет, что на перевалке нефтепродуктов в портах также сказалась оптимизация железнодорожных поставок наливных грузов, если учитывать сведения «РЖД».
Перевалка лесных грузов в январе-апреле сократилась на 29,7% год к году, до 621,3 тыс. тонн. Показатель не включает грузы в контейнерах. На Дальнем Востоке, основном маршруте для таких грузов, перевалка снизилась на 21,4%, до 440 тыс. тонн. В Рослесинфорге отмечают, что на экспорте российской древесины сказываются снижение закупок Китаем в первом квартале и осторожная торговая политика стран СНГ, связанная с опасениями вторичных санкций и с колебаниями внутреннего спроса. Одновременно растет внутреннее потребление древесины.
Перевалка металлолома в январе–апреле сократилась на 6,9%, черных металлов – на 9% и цветных металлов – на 23,6% год к году. На железной дороге за этот период погрузка лома снизилась на 18%, черных металлов – на 5,3%, руд цветных металлов – на 9,2%. Спад погрузки цветных металлов частично объясняется контейнеризацией.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что переориентация на китайский рынок, скорее всего, идет по железной дороге, так как в стоимости цветных металлов транспортировка занимает не столь значимую долю и позволяет избежать узкого участка на подъезде к восточным портам.
Наибольший прирост показала перевалка удобрений, которая в январе–апреле выросла на 32,3% год к году, до 13,9 млн тонн. В «РЖД» сообщили о росте экспорта удобрений по сети за этот период на 20,7%, до 10,7 млн тонн. В Центре ценовых индексов связывают динамику с низкими ценами на удобрения, стимулирующими спрос.
Напомним, в апреле 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» снижает тарифы на перевалку угля после бойкота угольных компаний, отказавшихся от экспорта через Тамань. LR
История вопроса
Недопоставки угля в Тамань РЖД предлагает лечить договорами «вези или плати»
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Наиболее серьезные потери грузооборота наблюдались в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ), где обработка грузов год к году сократилась почти на 7 млн тонн в основном за счет угля. В Дальневосточном бассейне показатель снизился на 2,5 млн тонн, в Балтийском – на 2,2 млн тонн, в Арктическом – на 2 млн тонн год к году. В первом квартале грузооборот портов был ниже прошлогоднего на 3,3%.Недопоставки угля в Тамань РЖД предлагает лечить договорами «вези или плати»
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Заметнее всего в тоннаже упала перевалка каменного угля – на 15%, или на 10,5 млн тонн, до 59,5 млн тонн.
Основные потери выпали на порт Тамань, где в условиях ценовых споров угольщиков с «ОТЭКО» перевалка снизилась на 5,7 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн угля недогружено в Дальневосточном бассейне, 2,6 млн тонн – в Балтийском бассейне, основные потери пришлись на терминалы Ванино и Усть-Луги.
По данным Kpler, морской экспорт угля из РФ в январе-марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, в условиях спада мировых цен.
На 18,5% год к году, до 37,8 млн тонн, сократилась перевалка нефтепродуктов в Балтийском бассейне и Азово-черноморском, где перевалка снизилась на 5,7 млн и 3,3 млн тонн соответственно.
Падение перевалки и экспорта нефтепродуктов Виктор Катона из Kpler объясняет снижением нефтепереработки из-за ремонтов НПЗ, в том числе внеплановых из-за ударов беспилотников, а также действием с марта запрета на экспорт бензина.
По сравнению с обычным весенним циклом переработки мощности НПЗ были недозагружены примерно на 400 тыс. баррелей в сутки. Максим Малков из Kept добавляет, что на перевалке нефтепродуктов в портах также сказалась оптимизация железнодорожных поставок наливных грузов, если учитывать сведения «РЖД».
Перевалка лесных грузов в январе-апреле сократилась на 29,7% год к году, до 621,3 тыс. тонн. Показатель не включает грузы в контейнерах. На Дальнем Востоке, основном маршруте для таких грузов, перевалка снизилась на 21,4%, до 440 тыс. тонн. В Рослесинфорге отмечают, что на экспорте российской древесины сказываются снижение закупок Китаем в первом квартале и осторожная торговая политика стран СНГ, связанная с опасениями вторичных санкций и с колебаниями внутреннего спроса. Одновременно растет внутреннее потребление древесины.
Перевалка металлолома в январе–апреле сократилась на 6,9%, черных металлов – на 9% и цветных металлов – на 23,6% год к году. На железной дороге за этот период погрузка лома снизилась на 18%, черных металлов – на 5,3%, руд цветных металлов – на 9,2%. Спад погрузки цветных металлов частично объясняется контейнеризацией.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что переориентация на китайский рынок, скорее всего, идет по железной дороге, так как в стоимости цветных металлов транспортировка занимает не столь значимую долю и позволяет избежать узкого участка на подъезде к восточным портам.
Наибольший прирост показала перевалка удобрений, которая в январе–апреле выросла на 32,3% год к году, до 13,9 млн тонн. В «РЖД» сообщили о росте экспорта удобрений по сети за этот период на 20,7%, до 10,7 млн тонн. В Центре ценовых индексов связывают динамику с низкими ценами на удобрения, стимулирующими спрос.
Напомним, в апреле 2024 года угольный терминал «ОТЭКО» снижает тарифы на перевалку угля после бойкота угольных компаний, отказавшихся от экспорта через Тамань. LR
Тэги: морские порты, статистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости