Правительство сошлось с Минфином во взглядах на налоговую оптимизацию

12 марта 2024

Поправки касаются в том числе НДФЛ, налога на прибыль, а также новых полномочий ФНС

Правительство сошлось с Минфином во взглядах на налоговую оптимизацию

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила доработанный Минфином большой пакет поправок, оптимизирующих налоговое законодательство, сообщает «РБК».

Законопроектом предусмотрен ряд изменений при взимании налога на прибыль организаций. Одна из них призвана оказать поддержку бизнесу в условиях санкций. Предлагается установить временную норму – до 31 декабря 2026 года, по которой доходы от предписанных судами после 5 марта 2022 года взысканий с иностранных организаций, расположенных в недружественных странах, не попадут в базу налога на прибыль. Речь, например, может идти о взысканиях за счет денежных средств, имущества или имущественных прав за нарушение договорных условий. Такое же правило будет актуально для доходов, взысканных судами с российских организаций, являющихся солидарными ответчиками таких иностранных организаций, то есть соответчиками по одному и тому же обязательству.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве в своем заключении на законопроект предупредил, что распространение нормы на правоотношения, возникшие после 5 марта 2022 года, несет в себе риски возникновения выпадающих доходов бюджетов, а источники покрытия этих доходов не указаны. Бюджеты за 2022 и 2023 годы уже исполнены, указывается в отзыве.

Сейчас организации должны отразить суммы присужденных им выплат от других организаций как полученные доходы независимо от их фактического получения, говорит руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

– Подразумевается, что если есть судебное решение, то оно будет исполнено. В условиях санкций исполнение судебных решений в недружественных странах практически невозможно. Поэтому для таких случаев будет предусмотрено, что налог на прибыль надо будет платить только в случае фактического получения. Скорее всего, норма будет продлеваться и дальше 2026 года, вплоть до завершения санкционного режима, – предположил эксперт.

Даже если должник из недружественной страны готов перевести деньги в Россию, это может оказаться затруднительно из-за санкций, добавляет партнер практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Павел Кондуков. В этом смысле актуально уточнение о том, что такой доход может возникнуть только в момент фактического получения, говорит он.

В целом большинство предложенных Минфином изменений касаются снижения административной нагрузки на налоговые органы, а также совершенствование электронного документооборота, заключает юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Рубен Айвазян.

– Все это свидетельствует о том, что политика налоговых органов направлена на превентивные подходы в контроле, – уверен эксперт.

Минфин также предусмотрел ряд изменений в части налогового администрирования. В частности, предлагается установить срок в шесть рабочих дней, после которого направленный налоговым органом в электронной форме документ (например, требование об уплате налогов) считается полученным налогоплательщиком. Это делается для «совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком». Сейчас такой порядок действует для ситуации отправки документа заказным письмом.

По текущим правилам датой получения документа, направленного по телекоммуникационным каналам, считается дата отправки налогоплательщиком квитанции о приеме документа, причем на отправку такой квитанции давалось шесть рабочих дней. В случае неотправки такой квитанции налоговый орган обязан повторно выслать данный документ на бумажном носителе налогоплательщику. Если и в этом случае не подтвердить получение через шесть рабочих дней, налоговая может заблокировать расчетный счет. Поправки предлагают исключить формально становящееся неактуальным основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика в случае неотправки квитанции.

Кроме того, власти намерены расширить круг потенциальных компаний-участников системы налогового мониторинга за счет снижения пороговых требований к сумме уплаченных налогов, доходов и активов, необходимых для попадания в контур мониторинга. Пороговые требования к суммам уплаченных налогов предлагается снизить с 100 млн до 80 млн руб., полученных доходов – с 1 млрд до 800 млн руб., величине активов – также с 1 млрд до 800 млн руб.

– Цель властей – распространить эту форму налогового контроля не только на крупный, но и на средний и потенциально малый бизнес. При этом государственные и муниципальные учреждения предлагают освободить от обязанности соблюдения этих критериев, – пояснил партнер практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Павел Кондуков.

Снижение порогов для использования инструмента налогового мониторинга будет позитивно воспринято бизнесом, считает юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Рубен Айвазян.

– Это позволит ряду добросовестных компаний участвовать в мониторинге. Основное преимущество налогового мониторинга – снижение проверок со стороны налоговой, административного контроля для бизнеса, – полагает эксперт.

Налоговый мониторинг заменяет обычные проверки на онлайн-взаимодействие при помощи удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика. На конец 2023 года в мониторинге участвовали 445 компаний, а в 2024 году ФНС планировала довести это число до 573.

Кроме того, ФНС получит полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога при предоставлении отсрочки и рассрочки при уплате налогов или инвестиционного налогового кредита. Конкретные критерии в законопроекте не прописаны.

– Установление критериев ликвидности для ФНС в целях получения отсрочек и рассрочек при изменении сроков уплаты налоговых платежей и инвестиционного кредита, вероятнее всего, будет воспринято налогоплательщиками негативно, – рассуждает Айвазян. – Такие изменения могут послужить дополнительным основанием для отказа в изменении сроков уплаты налогов. И сейчас получить согласование от налогового органа на отсрочку или рассрочку уплаты налогов достаточно сложно.

Напомним, в октябре 2023 года в Минфине заявили, что планов менять ставки базовых налогов, включая НДФЛ, в предстоящий трехлетний период нет. LR

Тэги: налоги, ФНС, полномочия, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх