Правительство России продолжает мыслить вслух. Теперь об укрупнении Федеральной грузовой

24 февраля 2016

Кабинет министров РФ обсуждает новый план консолидации рынка оперирования полувагонами

Правительство России продолжает мыслить вслух. Теперь об укрупнении Федеральной грузовой

Кабинет министров РФ обсуждает новый план консолидации рынка оперирования полувагонами, который получил неофициальное название «Ураган», сообщает «Коммерсантъ».

В подконтрольную ОАО РЖД Федеральную грузовую компанию (ФГК) могут быть переданы полувагоны лизинговых компаний при госбанках, а также парки Государственной транспортной лизинговой компании и «Трансфин-М». В результате парк ФГК может достичь уровня 200 тыс. вагонов, столь крупный оператор сможет поднять плату за аренду вагонов с нынешних 500-550 руб. до 850-2000 руб. в сутки. Идея уже вызвала недовольство у участников рынка и профильных ведомств. Они опасаются, что консолидировавшая парк структура сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее за счет ресурса ОАО РЖД.

План консолидации парка вагонов лизинговых структур госбанков обсуждался на совещании о работе рынка предоставления грузовых вагонов 3 февраля у Аркадия Дворковича. По данным источников издания, у плана есть неофициальное название – «Ураган».

Согласно плану, вагоны «ВЭБ-лизинга», «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» предлагается передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а потом – ФГК. В итоге в распоряжении дочерней компании РЖД окажутся около 200 тыс. вагонов. Потом ФГК спишет порядка трети полученных вагонов и поднимет ставку с сегодняшних 500–550 руб. на вагон в сутки до 2 тыс. руб.

Однако, по словам экспертов, сильно поднять таким образом арендные ставки нельзя, потому что, как только арендные ставки превысят 800 руб. на вагон в сутки, резко увеличится выпуск новых полувагонов.

Также предлагается рассмотреть разные варианты консолидации рынка оперирования полувагонов, в том числе и с участием ГТЛК. В этом варианте предлагается дополнительно оценить целесообразность включения «компании-посредника» во взаимодействие с операторами. По оценке одного из участников рынка, такой посредник, даже если схема с его участием проработает полгода, может заработать около 10 млрд руб.

В ВЭБе, ВТБ и Сбербанке, а также в ФГК от комментариев отказались, в ГТЛК говорят, что не готовы комментировать материалы и документы правительства до их официального выхода. В профильных ведомствах опасаются, что через обсуждаемую модель ФГК сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее. ОАО «РЖД» уже активно выходит напрямую на грузоотправителя, предоставляя ему скидки, гибкие условия перевозок, и при таком рыночном весе компания сможет монополизировать рынок услуги, дискриминируя других участников операторского рынка.

– Главная опасность такого подхода – возможность возникновения монополии, которая, будучи аффилирована с инфраструктурой, будет фактически торговать ее пропускной способностью, – считает источник «Коммерсанта».

По словам собеседника «Логируса», эффект масштаба – это большой плюс ФГК, если консолидация состоится. Одновременно это и возможность диктовать цены рынку, полагает эксперт. «Вопрос в том, каким образом будет проведена консолидация юридически и станет ли ФГК монополистом, – продолжает собеседник «Логируса». – Думаю, не допустят. ОАО «РЖД», наверное, единственная структура, продолжающая работать по предоплате, но бизнес ФГК по аренде может быть построен на кредитах, взятых в тех же банках, что будет оправдывать высокие арендные ставки».

Эксперт напомнил, что в предыдущие периоды российские щебеночники стонали при ставке на полувагон 1300–1500 руб./сутки. «После снижения ставок предоставления, цены на щебень не уменьшились, поэтому рост аренды сохранит стоимость закупки щебня, но сократит прибыль щебеночников. При этом необходимо помнить, что из-за сокращения расходов федеральных средств на строительство дорог продажи щебня заметно упали», – подытожил собеседник «Логируса». LR

Тэги: ФГК, РЖД, Ураган







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх