Правительство России продолжает мыслить вслух. Теперь об укрупнении Федеральной грузовой
24 февраля 2016Кабинет министров РФ обсуждает новый план консолидации рынка оперирования полувагонами
![Правительство России продолжает мыслить вслух. Теперь об укрупнении Федеральной грузовой Правительство России продолжает мыслить вслух. Теперь об укрупнении Федеральной грузовой](/upload/iblock/920/rzd_14.jpg)
Кабинет министров РФ обсуждает новый план консолидации рынка оперирования полувагонами, который получил неофициальное название «Ураган», сообщает «Коммерсантъ».
В подконтрольную ОАО РЖД Федеральную грузовую компанию (ФГК) могут быть переданы полувагоны лизинговых компаний при госбанках, а также парки Государственной транспортной лизинговой компании и «Трансфин-М». В результате парк ФГК может достичь уровня 200 тыс. вагонов, столь крупный оператор сможет поднять плату за аренду вагонов с нынешних 500-550 руб. до 850-2000 руб. в сутки. Идея уже вызвала недовольство у участников рынка и профильных ведомств. Они опасаются, что консолидировавшая парк структура сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее за счет ресурса ОАО РЖД.
План консолидации парка вагонов лизинговых структур госбанков обсуждался на совещании о работе рынка предоставления грузовых вагонов 3 февраля у Аркадия Дворковича. По данным источников издания, у плана есть неофициальное название – «Ураган».
Согласно плану, вагоны «ВЭБ-лизинга», «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» предлагается передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а потом – ФГК. В итоге в распоряжении дочерней компании РЖД окажутся около 200 тыс. вагонов. Потом ФГК спишет порядка трети полученных вагонов и поднимет ставку с сегодняшних 500–550 руб. на вагон в сутки до 2 тыс. руб.
Однако, по словам экспертов, сильно поднять таким образом арендные ставки нельзя, потому что, как только арендные ставки превысят 800 руб. на вагон в сутки, резко увеличится выпуск новых полувагонов.
Также предлагается рассмотреть разные варианты консолидации рынка оперирования полувагонов, в том числе и с участием ГТЛК. В этом варианте предлагается дополнительно оценить целесообразность включения «компании-посредника» во взаимодействие с операторами. По оценке одного из участников рынка, такой посредник, даже если схема с его участием проработает полгода, может заработать около 10 млрд руб.
В ВЭБе, ВТБ и Сбербанке, а также в ФГК от комментариев отказались, в ГТЛК говорят, что не готовы комментировать материалы и документы правительства до их официального выхода. В профильных ведомствах опасаются, что через обсуждаемую модель ФГК сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее. ОАО «РЖД» уже активно выходит напрямую на грузоотправителя, предоставляя ему скидки, гибкие условия перевозок, и при таком рыночном весе компания сможет монополизировать рынок услуги, дискриминируя других участников операторского рынка.
– Главная опасность такого подхода – возможность возникновения монополии, которая, будучи аффилирована с инфраструктурой, будет фактически торговать ее пропускной способностью, – считает источник «Коммерсанта».
По словам собеседника «Логируса», эффект масштаба – это большой плюс ФГК, если консолидация состоится. Одновременно это и возможность диктовать цены рынку, полагает эксперт. «Вопрос в том, каким образом будет проведена консолидация юридически и станет ли ФГК монополистом, – продолжает собеседник «Логируса». – Думаю, не допустят. ОАО «РЖД», наверное, единственная структура, продолжающая работать по предоплате, но бизнес ФГК по аренде может быть построен на кредитах, взятых в тех же банках, что будет оправдывать высокие арендные ставки».
Эксперт напомнил, что в предыдущие периоды российские щебеночники стонали при ставке на полувагон 1300–1500 руб./сутки. «После снижения ставок предоставления, цены на щебень не уменьшились, поэтому рост аренды сохранит стоимость закупки щебня, но сократит прибыль щебеночников. При этом необходимо помнить, что из-за сокращения расходов федеральных средств на строительство дорог продажи щебня заметно упали», – подытожил собеседник «Логируса». LR
В подконтрольную ОАО РЖД Федеральную грузовую компанию (ФГК) могут быть переданы полувагоны лизинговых компаний при госбанках, а также парки Государственной транспортной лизинговой компании и «Трансфин-М». В результате парк ФГК может достичь уровня 200 тыс. вагонов, столь крупный оператор сможет поднять плату за аренду вагонов с нынешних 500-550 руб. до 850-2000 руб. в сутки. Идея уже вызвала недовольство у участников рынка и профильных ведомств. Они опасаются, что консолидировавшая парк структура сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее за счет ресурса ОАО РЖД.
План консолидации парка вагонов лизинговых структур госбанков обсуждался на совещании о работе рынка предоставления грузовых вагонов 3 февраля у Аркадия Дворковича. По данным источников издания, у плана есть неофициальное название – «Ураган».
Согласно плану, вагоны «ВЭБ-лизинга», «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» предлагается передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а потом – ФГК. В итоге в распоряжении дочерней компании РЖД окажутся около 200 тыс. вагонов. Потом ФГК спишет порядка трети полученных вагонов и поднимет ставку с сегодняшних 500–550 руб. на вагон в сутки до 2 тыс. руб.
Однако, по словам экспертов, сильно поднять таким образом арендные ставки нельзя, потому что, как только арендные ставки превысят 800 руб. на вагон в сутки, резко увеличится выпуск новых полувагонов.
Также предлагается рассмотреть разные варианты консолидации рынка оперирования полувагонов, в том числе и с участием ГТЛК. В этом варианте предлагается дополнительно оценить целесообразность включения «компании-посредника» во взаимодействие с операторами. По оценке одного из участников рынка, такой посредник, даже если схема с его участием проработает полгода, может заработать около 10 млрд руб.
В ВЭБе, ВТБ и Сбербанке, а также в ФГК от комментариев отказались, в ГТЛК говорят, что не готовы комментировать материалы и документы правительства до их официального выхода. В профильных ведомствах опасаются, что через обсуждаемую модель ФГК сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее. ОАО «РЖД» уже активно выходит напрямую на грузоотправителя, предоставляя ему скидки, гибкие условия перевозок, и при таком рыночном весе компания сможет монополизировать рынок услуги, дискриминируя других участников операторского рынка.
– Главная опасность такого подхода – возможность возникновения монополии, которая, будучи аффилирована с инфраструктурой, будет фактически торговать ее пропускной способностью, – считает источник «Коммерсанта».
По словам собеседника «Логируса», эффект масштаба – это большой плюс ФГК, если консолидация состоится. Одновременно это и возможность диктовать цены рынку, полагает эксперт. «Вопрос в том, каким образом будет проведена консолидация юридически и станет ли ФГК монополистом, – продолжает собеседник «Логируса». – Думаю, не допустят. ОАО «РЖД», наверное, единственная структура, продолжающая работать по предоплате, но бизнес ФГК по аренде может быть построен на кредитах, взятых в тех же банках, что будет оправдывать высокие арендные ставки».
Эксперт напомнил, что в предыдущие периоды российские щебеночники стонали при ставке на полувагон 1300–1500 руб./сутки. «После снижения ставок предоставления, цены на щебень не уменьшились, поэтому рост аренды сохранит стоимость закупки щебня, но сократит прибыль щебеночников. При этом необходимо помнить, что из-за сокращения расходов федеральных средств на строительство дорог продажи щебня заметно упали», – подытожил собеседник «Логируса». LR
Тэги: ФГК, РЖД, Ураган
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)