ПГК второй раз за полгода переходит «из рук в руки»

7 августа 2024

ВТБ сменит менеджмент в ПГК, возможно, уменьшит долг, эксперты не исключают даже IPO

ПГК второй раз за полгода переходит «из рук в руки»

В Первой грузовой компании (ПГК), которая только в конце 2023 года перешла от структур Владимира Лисина к компании «Аврора Инвест», снова ожидаются перемены. ПГК в управление забирает ВТБ, у которого в залоге находится вагонный парк компании, обеспечивающий долгосрочные обязательства ее материнской структуры, сообщает «Коммерсантъ». По информации издания, в компании в ближайшее время сменится гендиректор. ПГК и ВТБ от комментариев отказались.

Формально у ПГК низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году, отмечает в своем рейтинге «Эксперт РА», ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд рублей, сообщается в отчетности. Также, говорится в документе, в феврале 2024 года ПГК заложила в качестве обеспечения 66,8 тыс. вагонов стоимостью 92,1 млрд рублей. В отчетности залогодержатель не раскрывается. Но в базе СПАРК есть сведения о залоге активов ПГК в ВТБ.

Два собеседника «Ъ» объясняют происходящее несовпадением текущей ситуации в ПГК с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки.

По мнению одного из собеседников «Ъ», в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Еще три собеседника издания на рынке рассказывают, что получение ПГК банком – первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант».

Еще двое собеседников «Ъ» отмечают, что активизировалась дискуссия о передаче в частные руки ФГК, напоминая предложение Федеральной антимонопольной службы ограничить или запретить участие РЖД в капитале транспортных операторов. О том, что слияние ПГК и ФГК обсуждается, говорят четыре собеседника «Ъ» на рынке, вспоминая план «Ураган» 2015 года по консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике. Хотя другой собеседник «Ъ» сомневается, что ФГК заберут у РЖД. По его словам, в таком случае покупатель ФГК как минимум будет нагружен «железобетонными» обязательствами без промедления предоставлять парк под государственные задачи.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ПГК демонстрирует высокий уровень финансовой устойчивости и операционной эффективности, поэтому смена контроля, вероятно, связана с взаимоотношениями покупателя и финансирующего банка.

ПГК, продолжает эксперт, лидер по технологической эффективности среди операторов типового парка с рекордными финансовыми показателями. Чистая прибыль за 2023 год – 36 млрд рублей, рентабельность по чистой прибыли – 31,1%, а нераспределенная прибыль на конец 2023 года – 155 млрд рублей. Новые владельцы как минимум ничего не ухудшили в работе компании, полагает господин Бурмистров. Из-за роста ключевой ставки и лизинговых платежей 2024 год не будет настолько прибыльным для всех операторов, прогнозирует он, но и не будет провальным.

По мнению господина Бурмистрова, переход управления ПГК к ВТБ – хорошая для рынка новость, так как «ВТБ Лизинг» – крупнейший лизингодатель. ВТБ, считает он, сменит менеджмент в ПГК, возможно, уменьшит долг, а далее возможно разное развитие событий, вплоть до IPO. Не исключено, полагает эксперт, что с таким объемом располагаемых средств ПГК проявит себя на рынке как консолидатор: сейчас покупка компании предпочтительнее покупки нового парка.

Напомним, с 18 ноября 2023 года «Первую грузовую компанию» возглавил Руслан Бабаев, один из двух сыновей бывшего вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева. LR

Тэги: ПГК, стратегия развития, ВТБ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх