Минтранс опасается, что диспетчеры разбегутся

3 апреля 2023

Госкорпорацию по организации воздушного движения хотят сделать казенным учреждением

Минтранс опасается, что диспетчеры разбегутся

Отказ в предоставлении господдержки приведет к рекордному оттоку специалистов из Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД), считают в Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России (ФПАД). Минтранс просил у Минфина для предприятия 28 млрд руб. на три года: 10 млрд в 2023-м, 14,3 млрд в 2024-м и 4,1 млрд руб. на 2025 год, пишет «Коммерсантъ».

Минфин, как следует из опубликованного профсоюзом ответа, отказал, предложив в целях сокращения расходов проработать вопрос реорганизации предприятия в форму казенного учреждения. Однако в Минтрансе считают, что такой шаг «приведет к оттоку высококвалифицированных кадров».

Разница между Федеральным казенным учреждением (ФКУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) заключается в уровне свободы распоряжения имуществом и контроля над деятельностью и расходами со стороны учредителя, которым в обоих случаях является государство.

Унитарные предприятия – коммерческие организации, которые могут вести относительно свободную деятельность по оказанию услуг при условии, что часть прибыли может направляться учредителю, поясняет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Однако это «почти всегда лишь теория, поскольку чаще всего они прибыль не генерируют, а существуют за счет дотаций и субсидий».

Казенные учреждения такой свободы не имеют, все расходы контролируются учредителями, а доходы поступают в бюджет. При этом, отмечает Жарский, «ни ФКУ, ни ФГУП не генерируют прибыли, а их финансирование так или иначе осуществляется из бюджета».

Основную прибыль ГК ОрВД извлекала со сборов за аэронавигационное обслуживание иностранных перевозчиков, валютные ставки для которых в существенно выше, чем для российских авиакомпаний.

Прибыль ФГУПа резко подскочила с 2014 года благодаря ослаблению рубля, что позволило ему до начала 2020 года накопить на счетах 85,3 млрд рублей. Коронавирусные ограничения обрушила доходы ГК ОрВД на 45% и принесла ей 28 млрд рублей чистого убытка, что с учетом инвестиций сократило накопленный денежный запас вдвое, до 47,7 млрд рублей (по данным Минфина, сейчас на счетах 8 млрд рублей).

В 2022 году предприятие получило от государства порядка 18 млрд рублей. В Минфине уточнили, что в бюджете на 2023 год «зарезервированы средства на случай повторения ситуации 2022 года и невозможности получения достаточного объема доходов предприятием» и запросило дополнительные материалы «для оценки целесообразности предоставления средств».

С ноября ГК ОрВД на 60% увеличила ставки за аэронавигационное обслуживание российских авиакомпаний и на 40% для иностранных. С апреля 2023 года сборы вырастут еще на 10%. Но с учетом инфляции ставки не покрывают затрат, которые несет ГК ОрВД на обеспечение безопасности и регулярности воздушного движения, утверждает президент ФПАД Сергей Ковалев.

С начала пандемии корпорацию покинуло 15% сотрудников. Только за 2022 год ушли более 3 тысяч человек, из которых 1,1 тысяч – авиадиспетчеры.

Реорганизация приведет к появлению бюджетных тарифных сеток, как у врачей и учителей.

Нынешняя штатная численность таких специалистов превышает необходимую, полагают эксперты. Из 236 аэродромов, включенных в Госреестр, присутствия диспетчеров требует «максимум 91 аэропорт федерального значения». На остальных из-за низкой интенсивности рейсов достаточно дистанционного полетного обслуживания и координации с удаленных вышек.

В госкорпорации избыточный штат инженеров, поддерживающих работу закупленного до кризиса оборудования, которое «в большинстве своем больше не будет востребовано и должно быть законсервировано». Другим шагом, говорит эксперт, должно быть «признание, что время больших диспетчерских зарплат закончилось».

По мнению Ковалева, к переводу диспетчеров на дистанционные вышки система «не готова ни технологически, ни морально из-за сложнейших процедур получения лицензии и неготовности лицензирующих организаций брать на себя ответственность за безопасность полетов».

Напомним, пилоты российских авиакомпаний, которые уволились или были отправлены в простой, в большинстве случаев не смогли устроиться на работу в зарубежные фирмы. Несмотря на то, что по данным профсоюзов, с начала марта поступило примерно 600 запросов из Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Малайзия) и Турции, приступить к работе смогли всего около ста летчиков. LR

Тэги: Минтранс, авиаперевозки, кадры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх