Для ухода от налогов перевозчики чаще всего используют три схемы

15 августа 2024

Бизнес предлагает разработать единую систему показателей целевой налоговой нагрузки, которая поможет отсеивать недобросовестных контрагентов

Для ухода от налогов перевозчики чаще всего используют три схемы

В России официально в сегменте грузоперевозок работают не более 30% игроков рынка, остальные – вне правового поля, следует из аналитического обзора «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro.

По данным участников обзора, чаще всего российские перевозчики оптимизируют подоходные налоги (НДФЛ) и страховые взносы при выплате заработных плат. Поэтому важно, чтобы одним из целевых показателей надежности транспортных компаний стал уровень средней начисленной заработной платы, который рассчитывается как соотношение ФОТ к среднесписочной численности сотрудников.

По словам финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, при расчете можно ориентироваться на среднемесячную заработную плату одного работника в категории «деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» (ОКВЭД 49) – по итогам прошлого года данный показатель составил 77 504 рубля 6 копеек, согласно данным Росстата. При этом он отметил, что сейчас на рынке сохраняется большая доля недобросовестных перевозчиков, которые официально выплачивают сотрудникам только МРОТ (19 242 руб. в месяц), а оставшаяся часть заработной платы остается вне правового поля. Вслед за повышением прозрачности отрасли доля таких компаний будет снижаться, а значит – средний уровень оплаты труда на рынке вырастет, подчеркнул Роман Ромашевский.

Альтернативный вариант – при оценке отталкиваться от медианной зарплаты в отрасли. Данный показатель может быть более репрезентативным: если средняя зарплата рассчитывается как соотношение совокупного размера оплаты труда к количеству сотрудников, то медианная – на основе оценки наиболее высокого и низкого уровня оплаты труда, добавил он.

По данным «АвтоГрузЭкс», на втором месте среди самых востребованных моделей оптимизации – уход компаний от уплаты налогов на добавленную стоимость. В обзоре сообщается, что для этого часто используется так называемая «топливная схема», при которой транспортная компания часть оплаты своим субподрядчикам, небольшим перевозчикам на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте, проводит не денежными средствами, а горючим. В документах эта сделка не отражается – компания-наниматель декларирует, что топливо она израсходовала самостоятельно, за счет чего не только получает вычет по НДС, но и снижает размер оплаты за услуги субподрядчиков.

Еще одна популярная модель – приобретение «бумажного» НДС, когда компания якобы оплачивает услуги/товары «контрагентов», однако на практике ничего не приобретает. Это позволяет недобросовестным игрокам искусственно увеличить свои расходы, а значит, уменьшить сумму НДС и налога на прибыль к уплате в бюджет, рассказала Екатерина Роганова.

Поэтому важно, чтобы одним из показателей надежности перевозчиков стала доля облагаемых НДС расходов относительно выручки, который позволит оценить объем возмещенных компанией налогов.

При этом, как отмечает основатель и генеральный директор DIZI Group Динар Хабибуллин, оптимизация часто связана не только со стремлением компаний сэкономить, но и с нехваткой навыков для корректного расчета НДС.

– Поэтому одновременно с запуском мер для повышения прозрачности отрасли важно настроить информирование и обучение компаний оформлению сопроводительных документов, а также расчетам налоговых ставок, – отметил эксперт.

Еще один ключевой показатель надежности компаний – численность сотрудников относительно автопарка, которая рассчитывается как соотношение работников к количеству транспортных средств во владении.

– Важно, чтобы данные о среднем уровне заработной платы, доле облагаемых НДС расходов относительно выручки, а также численности сотрудников относительно транспортных средств во владении были размещены в открытом доступе на единой платформе, а также регулярно обновлялись, – подчеркнул президент «АвтоГрузЭкс», заместитель директора компании ПЭК Вадим Филатов.

Чтобы повысить безопасность и прозрачность отрасли «АвтоГрузЭкс» совместно с ФНС России и Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков «РАДО» договорились о создании рабочей группы для подготовки и утверждения единой системы показателей целевой налоговой нагрузки. С ее помощью бизнес в режиме реального времени сможет отслеживать информацию о своих контрагентах.

– Компаниям совместно с регулирующими органами важно не только разработать нормативы, которые определяли бы надежность контрагентов, но и замотивировать бизнес на их соблюдение. Важно, чтобы оплачивать налоги и сборы было выгоднее, чем оптимизировать их на фоне растущего количества дополнительных рисков, – считает Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО».

Напомним, за 6 месяцев 2024 года налоговые поступления в российский бюджет увеличились на 31%. В абсолютных цифрах рост достиг 6,4 трлн рублей. LR

Тэги: налоги, нарушения, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх