В Транскаспийский транспортный маршрут ЕС инвестирует целое состояние
19 сентября 2024По прогнозу Всемирного банка, к 2030 году объемы перевозок по МТК вырастут в 3 раза
В развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута Евросоюз инвестирует €10 млрд, сообщила пресс-служба ЕС. В условиях международных кризисов – смена власти в Афганистане, вооруженные конфликты в Украине и секторе Газа – следует вкладывать больше средств в физические связи между Европой и Центральной Азией, искать альтернативу для транспорта, энергетики и цепочек поставок, уверены в ЕС.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или Срединный коридор, связывает Китай с Турцией и причерноморскими странами Евросоюза. ТМТМ начинается от границы Китая и Казахстана (ЖДПП «Достык» и «Алтынколь»), далее по железной дороге через Шымкент и Бейнеу следует к портам Актау и Курык, фидерными или паромными линиями по Каспийскому морю от портов Актау и Курык к порту Алят и далее по железной дороге через Азербайджан и Грузию до портов Поти и Батуми с последующей доставкой по Черному морю до портов стран Черноморского региона, либо по линии Тбилиси – Ахалкалаки – Карс в направлении Стамбула или портов Измир и Мерсин.
Текущая пропускная способность ТМТМ на обоих направлениях (пункты назначения и порты Турции, а также черноморские порты стран ЕС) оценивается до 5,8 млн тонн, в том числе до 80 тыс. контейнеров.
Суммарный объем перевозок грузов железнодорожным транспортом по маршруту TMTM в 2023 году составил 2,76 млн тонн (загрузка 47,6%), что на 86% больше, чем в 2022 году, по данным Евразийского банка развития. Наибольший рост приходится на западное направление. В частности, в 2022 году с востока на запад было перевезено 891,1 тыс. тонн грузов, что в 6,5 раза больше, чем в 2021-м. Основной прирост был обеспечен за счет цветных и черных металлов. При этом перевозки угля сокращались на 10,3% г/г.
Всего за период с 2017 по 2023 год по маршруту ТМТМ перевезено более 8 млн тонн грузов, в том числе 150 тыс. TEU. По прогнозу Всемирного банка, к 2030 году объемы перевозок по ТМТМ вырастут в 3 раза. Однако при этом он останется преимущественно региональным коридором с долей межконтинентальной торговли менее 40%. Прирост в 4,4 млн тонн в данной модели заложен за счет транзита Китай – Турция/ЕС.
Наибольшей роль ТМТМ будет в развитии китайско-турецкой торговли, а также транспортных связей между Турцией и странами Центральной Азии. Основной прирост грузопотока по ТМТМ будет обусловлен грузовыми перевозками в Казахстан и из Казахстана (увеличение на 4 млн тонн к 2030 г.) на востоке, а также в Турцию и из Турции на западе.
Развитие коридора позволит перенести до 16% железнодорожных перевозок между Китаем и Турцией/Европой (2,3 млн тонн к 2030 г.), что приведет к росту на 30% грузопотока по ТМТМ, считают аналитики Всемирного банка.
Напомним, в 2024 году Казахстан активизирует работы по расширению и увеличению пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута. На ТМТМ запланировано развитие инфраструктуры и терминальных мощностей. Самые крупные работы – строительство вторых путей железнодорожного участка «Достык – Мойынты» и обводной линии «Алматы», контейнерного хаба в морском порту Актау, многофункционального терминала «Саржа» в порту Курык, а также дноуглубление обоих морских гаваней. LR
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или Срединный коридор, связывает Китай с Турцией и причерноморскими странами Евросоюза. ТМТМ начинается от границы Китая и Казахстана (ЖДПП «Достык» и «Алтынколь»), далее по железной дороге через Шымкент и Бейнеу следует к портам Актау и Курык, фидерными или паромными линиями по Каспийскому морю от портов Актау и Курык к порту Алят и далее по железной дороге через Азербайджан и Грузию до портов Поти и Батуми с последующей доставкой по Черному морю до портов стран Черноморского региона, либо по линии Тбилиси – Ахалкалаки – Карс в направлении Стамбула или портов Измир и Мерсин.
Текущая пропускная способность ТМТМ на обоих направлениях (пункты назначения и порты Турции, а также черноморские порты стран ЕС) оценивается до 5,8 млн тонн, в том числе до 80 тыс. контейнеров.
Суммарный объем перевозок грузов железнодорожным транспортом по маршруту TMTM в 2023 году составил 2,76 млн тонн (загрузка 47,6%), что на 86% больше, чем в 2022 году, по данным Евразийского банка развития. Наибольший рост приходится на западное направление. В частности, в 2022 году с востока на запад было перевезено 891,1 тыс. тонн грузов, что в 6,5 раза больше, чем в 2021-м. Основной прирост был обеспечен за счет цветных и черных металлов. При этом перевозки угля сокращались на 10,3% г/г.
История вопроса
Казахстан пообещал развивать два транспортных коридора сразу
Минтранс Казахстана против быстрых реформ, поэтому создание нацоператора жд инфраструктуры затянется
Транскаспийский маршрут теряет тоннаж в административных барьерах
Казахстан пообещал развивать два транспортных коридора сразу
Минтранс Казахстана против быстрых реформ, поэтому создание нацоператора жд инфраструктуры затянется
Транскаспийский маршрут теряет тоннаж в административных барьерах
Всего за период с 2017 по 2023 год по маршруту ТМТМ перевезено более 8 млн тонн грузов, в том числе 150 тыс. TEU. По прогнозу Всемирного банка, к 2030 году объемы перевозок по ТМТМ вырастут в 3 раза. Однако при этом он останется преимущественно региональным коридором с долей межконтинентальной торговли менее 40%. Прирост в 4,4 млн тонн в данной модели заложен за счет транзита Китай – Турция/ЕС.
Наибольшей роль ТМТМ будет в развитии китайско-турецкой торговли, а также транспортных связей между Турцией и странами Центральной Азии. Основной прирост грузопотока по ТМТМ будет обусловлен грузовыми перевозками в Казахстан и из Казахстана (увеличение на 4 млн тонн к 2030 г.) на востоке, а также в Турцию и из Турции на западе.
Развитие коридора позволит перенести до 16% железнодорожных перевозок между Китаем и Турцией/Европой (2,3 млн тонн к 2030 г.), что приведет к росту на 30% грузопотока по ТМТМ, считают аналитики Всемирного банка.
Напомним, в 2024 году Казахстан активизирует работы по расширению и увеличению пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута. На ТМТМ запланировано развитие инфраструктуры и терминальных мощностей. Самые крупные работы – строительство вторых путей железнодорожного участка «Достык – Мойынты» и обводной линии «Алматы», контейнерного хаба в морском порту Актау, многофункционального терминала «Саржа» в порту Курык, а также дноуглубление обоих морских гаваней. LR
Тэги: МТК, Транскаспийский международный транспортный маршрут, инвестиции, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости