Wildberries «мутит» с компенсацией за сгоревшее в Шушарах добро

6 марта 2024

Селлеры опасаются судиться с маркетплейсом, так как считают, что им могут заблокировать вход в личные кабинеты и вывести свои средства с онлайн-площадки будет невозможно

Wildberries «мутит» с компенсацией за сгоревшее в Шушарах добро

Wildberries изменила договор-оферты для продавцов. В новой версии зафиксирован порядок возмещения убытков от пожара на складе в Шушарах. Отчеты об оценке суммы компенсаций и графики их выплат уже начали поступать в личные кабинеты продавцов, сообщает «Forbes».

– Оферта уже отразилась в личном кабинете, – говорит крупный продавец одежды, товаров для дома и игрушек. – Суть изменений в том, что Wildberries направит каждому селлеру отчет с графиком и суммой компенсации за утраченный товар. Правда, ни мне или кому-то из моих знакомых продавцов такие отчеты пока не поступили.

Речь идет о компенсациях за товары, утраченные во время пожара на складе Wildberries в поселке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга, который произошел 13 января 2024 года. Общая площадь склада составляла порядка 122 000 кв. метров, пожар удалось локализовать на площади 70 000 кв метров.

– Новая версия оферты была опубликована 4 марта. Изменения касаются только заключения соглашения между Wildberries и продавцами о возмещении ущерба после пожара в Шушарах. Новая версия оферты вступает в силу, когда продавец совершит одно из двух действий: акцептует оферту на портале или согласится с отчетом Wildberries о возмещении убытков продавца, – подтвердил представитель пресс-службы маркетплейса.

Накануне Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) обратилась к председателю экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС Петру Иванову с просьбой проверить законность оферты маркетплейса.

Агрегаторы предлагают компенсацию за утраченный товар согласно отчету, который продавцы могут принять через портал. Однако, принимая отчет, продавец автоматически соглашается с предложенными условиями, что может не всегда соответствовать фактическому ущербу. Второе – компенсация предусматривается к выплате в соответствии с графиком, то есть не единовременно. Третье – нажав предлагаемую кнопку в личном кабинете «Согласиться с отчетом», продавец отказывается от любых возможных претензий по суммам и срокам возмещения, то есть применяет ретроактивную оговорку к правоотношениям сторон, возникшим до введения в действие редакции оферты.

В январе руководитель ФАС России Максим Шаскольский заявил о признании доминирующими на товарном рынке маркетплейсов Ozon и Wildberries, напоминает член наблюдательного совета АУРЭК и член экспертного совета по IT при ФАС России Дмитрий Тортев. По его словам, к случаям недобросовестного поведения доминантов могут быть отнесены, применимо к статье 10 закона о защите конкуренции, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе. В связи с этим АУРЭК просит службу проверить законность изменения оферты, чтобы пресечь возможности злоупотребления Wildberries.

Согласно оферте, первая выплата должна быть совершена маркетплейсом не позднее чем через 5 рабочих дней после согласия продавца.

По словам представителя Wildberries, сумма возмещения определяется для каждого селлера отдельно на основании цены товара с учетом средней скидки за минусом стандартных расходов: хранение, логистика и процент маркетплейса. В расчете также учитывается процент выкупа товара и его оборачиваемость – то есть период, за который этот товар обычно продается.

– Нажав кнопку «Согласиться с отчетом», продавец подтверждает, что сумма компенсации покрывает все убытки от пожара, а он сам не имеет претензий и требований к Wildberries. Если продавец не согласен с размером компенсации, он может сообщить о расхождениях, – в таком случае специалисты поддержки разберут случай селлера индивидуально, – уточняет представитель онлайн-платформы.

Ровно через месяц после пожара представители Wildberries уверяли, что 90% селлеров, чьи товары пострадали в Шушарах, получили частичную компенсацию. Им оппонировали представители АУРЭК, опрос которой доказывал, что после пожара около 30% продавцов так и не смогли получить от компании никаких компенсаций, а еще более 25% получили не более 2% от стоимости сгоревшей собственности.

– Новые положения оферты Wildberries, по сути, устанавливают порядок досудебного урегулирования спора с продавцами о компенсации потерь, связанных с пожаром, – добавляет руководитель направления Digital & Analogue Partners Владимир Прохоренко. – Принятие оферты не означает автоматического принятия предложения Wildberries по компенсации потерь. Продавец вправе оценить свои убытки и после решить, принять предложение маркетплейса или нет. Такой подход не выходит за рамки обычной практики досудебного урегулирования спора.

Принятие предложения, в том числе путем согласия продавца с ним в личном кабинете маркетплейса, будет являться юридически значимым действием и в дальнейшем может рассматриваться как заключение между сторонами соглашения об ограничении ответственности должника, которое признается российским правопорядком.

– Нужно понимать, что если продавец согласится с предложением маркетплейса, то он получит только то, что указал Wildberries, – отмечает адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Игорь Харитонов. – Если такая компенсация будет неполной, то после такого подтверждения продавцом оставшуюся сумму он уже не сможет получить даже в суде. Несогласные всегда могут решать вопрос в индивидуальном порядке, договариваться на большую сумму либо же обращаться в суд.

Опрошенные «Forbes» селлеры опасаются, что в случае судебных разбирательств маркетплейс может заблокировать им вход в личные кабинеты, чтобы они не смогли вывести свои средства.

Напомним, Wildberries планирует восстановить сгоревший склад в Шушарах, а также ускорить достройку логопарка в индустриальном комплексе М10, расположенном в Тосненском районе Ленинградской области. LR

Тэги: Wildberries, селлеры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх