За парикмахерами и рестораторами в Сербию потянулись логисты

5 января 2024

Среди плюсов сербского рынка россияне отмечают, например, налог на прибыль

За парикмахерами и рестораторами в Сербию потянулись логисты

К концу 2023-го года в Сербии было зарегистрировано 9 тыс. компаний и ИП с российским участием, сообщает «Коммерсантъ FM» со ссылкой на местных бизнес-консультантов. Годом ранее таких было 6 тыс., а в 2021 году – 2 тыс.

За последние два года россияне открывали в Сербии кофейни, детские сады, магазины книг, косметические производства и девелоперские компании, но айтишникам власти страны предоставили больше льгот. До зимы 2022 года небольшие разработчики имели клиентов в европейских государствах. Для продолжения работы с ними, потребовался офис в нейтральной юрисдикции. Зачастую подобный переезд приходится скрывать от клиентов в России, признается владелец одного из маркетинговых агентств.

Среди плюсов сербского рынка россияне отмечают, например, налог на прибыль всего в 15%. Тарифы ЖКХ и средняя зарплата ниже, чем в странах ЕС, – около €1 тыс. Через Сербию также проходят крупные транспортные коридоры, что привлекло логистические компании, но по мере ужесточения борьбы с обходом санкций вести такой бизнес стало труднее.

– Либо это им слишком расходный бизнес, либо релоканты уже планировали, что будут двигаться дальше, а Сербия являлась только транзитом. Сложнее, когда открываются виды деятельности, которые требуют лицензирования, финансовые и, конечно, производство. В 2022 году открывали бизнес больше, чтобы релоцироваться. Также были филиалы, связанные с европейскими и американскими компаниями. В 2023 году это уже более серьезные компании, импорт-экспорт, производство. Чувствуется разница, что долго принимали решение. Сейчас уже банки ограничили коды деятельности, с которыми работают. Больше информации требуют при открытии счета. Комплаенс более строгий, – отмечает ведущий консультант ассоциации Welcome to Serbia Нина Баруджия и добавила, что около трети зарегистрированных год назад игроков, не смогли продолжить работу.

Бороться за клиентов в Белграде бизнесменам-релокантам все чаще приходится с другими российскими компаниями, говорят собеседники «Ъ FM». Посетителей из Москвы и Петербурга между собой делят кафе и салоны красоты, которые открыли предприниматели из тех же городов. Приходится переходить на b2b-сегмент и поставлять расходные материалы в том числе своим конкурентам.

Напомним, в 2023 году, по оценкам HeadHunter, в Россию вернулись 26% релокантов. LR

Тэги: Сербия, бизнес







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх