Тушенку и прочую «консервацию» хотят «чипировать»

19 августа 2024

Маркировать также предлагают готовые фасованные блюда, которые продаются по доставке и в магазинах

Тушенку и прочую «консервацию» хотят «чипировать»

Предложение о введении цифровой маркировки на всю переработанную пищевую продукцию в целях прослеживаемости и блокировки опасного товара на кассах содержится в протоколе заседания общественного совета при Роспотребнадзоре и консультативного совета по защите прав потребителей. В Центре развития перспективных технологий (операторе госсистемы маркировки «Честный знак») «Известиям» заявили, что поддержат инициативы по снижению нелегального оборота продукции и защите потребителей.

Приоритетно предлагается маркировать продукцию, которая используется в овощных, рыбных, мясных консервах. Однако, как пояснили в общественном совете, речь идет и о готовых фасованных блюдах, которые продаются по доставке и в магазинах, за исключением ресторанов и кафе.

– В последние годы в России фиксируется серьезная проблема, связанная с качеством продуктов, которые подвергаются различного рода переработке. Именно в процессе переработки производители зачастую в целях снижения издержек прибегают к фальсификации, использованию запрещенных компонентов и некачественного сырья. Всё это приводит к введению потребителей в заблуждение и вреду для здоровья. Это показала вспышка массовых отравлений в Москве этим летом, – указывает зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.

В отраслях повышенного риска вводится цифровая маркировка, которая себя уже хорошо зарекомендовала как инструмент контроля и профилактики.

– При этом в областях, где маркировка еще не внедрена – а это различного рода консервы, кондитерские изделия, готовые фасованные блюда, такие как салаты, колбасные изделия, – проблемы остаются, – пояснил Олег Павлов. – Поэтому общественный совет выступил за последовательную идентификацию всех категорий переработанной пищи. Этот инструмент позволит нам не только повысить качество и безопасность, но и оперативно принимать меры по изъятию и блокировке такой продукции.

Такая маркировка не коснется сферы общепита, где потребители платят за услугу, а не за товар.

В протоколе общественного совета предлагается сделать условием открытия точки общепита получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения. Кроме того, в документе говорится о необходимости возвращения внезапных и внеплановых проверок, контрольных и мониторинговых закупок, а также обязанности изготовителей продукции информировать Роспотребнадзор о несоответствии требованиям качества.

В компании «Dostaевский» заявили изданию, что маркировка дает потребителю полную информацию о продукте и его производстве, что в текущем времени имеет высокую ценность, так как люди становятся более требовательными и внимательными к пище.

У переработанной продукций есть плюсы. Они менее восприимчивы к порче, чем свежие продукты, а процесс обработки снижает заболеваемость болезнями пищевого происхождения.

– Помимо явных положительных сторон, у данного процесса есть и минусы. Процессы переработки, такие как измельчение, экстракция и добавление консервантов, могут привести к потере множества полезных питательных веществ, таких как витамины, минералы и клетчатка. Употребление таких продуктов в большом количестве может вызвать повышенный риск различных заболеваний. Это связано с высоким содержанием добавленного сахара, соли, трансжиров и искусственных добавок в таких продуктах, – поясняют в пресс-службе компании.

– Введению обязательной маркировки всегда предшествует эксперимент, который позволяет заранее отработать все необходимые бизнес-процессы. Компании-члены АКОРТ всегда заранее готовятся к введению обязательных требований и с 1 октября будут готовы принимать маркированные консервированные продукты, – поясняет Сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова.

Система маркировки стала эффективным инструментом контроля легальности происхождения товара и защищает компании от неправомерной сделки.

Как сообщил «Известиям» заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов, в организации готовы поддержать эти предложения, но решение о введении маркировки новых товаров остается за правительством.

– С 1 сентября по решению кабмина запускается маркировка консервов. Вопрос по другим категориям переработанной пищевой продукции еще открыт, но со своей стороны мы готовы принимать участие в любых инициативах, направленных на снижение нелегального оборота и защиту потребителей. Решение о том, на какие категории продукции распространяются требования, принимает правительство после обсуждения с бизнесом. Мы готовы технически поддержать принятое регулятором решение, – сказал он.

– Если вспомнить инцидент с водой в Северной Осетии, то именно маркировка помогла в кратчайшие сроки определить местонахождение потенциально опасной партии и заблокировать ее дальнейшую реализацию. За время работы такой системы качество товаров повысилось на 98%, а рынок воды обелился на 46%. В молочной продукции уровень фальсификата снизился с 30% до 0,2%, на 78% увеличилось качество молочки. Такие эффекты мы видим по всем маркируемым товарам, – отмечает Реваз Юсупов.

Также в ЦРПТ напомнили, что в этом году был запущен дополнительный инструмент контроля – разрешительный режим (РР) в магазинах. При сканировании кода касса обращается к «Честному знаку» для получения сведений о данном товаре. Если он просрочен или нелегален, касса не даст его пробить.

По информации ЦРПТ, с апреля 2024 года РР, который действует для разливного пива, не дал возможности продать не менее 6,7 млн л пива с истекшим сроком годности и 5,7 млн л пива с признаками контрафакта. С 1 мая режим блокировки на кассах распространился на молочную продукцию и воду в крупной рознице. За два с половиной месяца кассы страны заблокировали почти 12,5 млн л просроченной молочки и 27,5 млн л воды с признаками контрафакта.

Летом 2024 года Минпромторг предложил расширить разрешительный режим еще на восемь новых категорий товаров (в том числе на консервы, растительные масла, красную и черную икру и безалкогольное пиво), а также провести эксперимент по использованию маркировки для блокировки просроченной и нелегальной молочной продукции, а также воды в соцучреждениях.

Напомним, с 1 мая 2024 года в крупной розничной сети для молочной продукции и бутилированной воды стартовал разрешительный режим на кассах, благодаря которому продажи нелегальных и просроченных товаров исключаются при помощи государственной системы маркировки «Честный знак». LR

Тэги: маркировка товаров, прослеживаемость, эксперимент







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх