С покупателей дизеля спросят гарантийные письма
27 октября 2023Данная мера является элементом прослеживаемости приобретенного на бирже топлива
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендовала нефтяным компаниям при отгрузке топлива с биржи в припортовые и приграничные станции требовать от покупателей гарантийные письма о том, что нефтепродукты будут использоваться исключительно для нужд внутри страны. Об этом пишут «Известия», со ссылкой на выписку из протокола заседания биржевого комитета ФАС, подписанного начальником управления ТЭК антимонопольной службы Елены Цышевской.
– Покупатель принимает на себя обязательство в случае последующей продажи биржевых товаров, приобретенных по вышеуказанным сделкам, включать в договоры с покупателями аналогичное обязательство и контролировать его соблюдение путем получения информации о конечных получателях и пункте назначения, приобретенного на торгах товара, – сказано в документе.
Оптовая цена бензина АИ-92 по данным на 26 октября составила примерно ₽50,5 тысяч за тонну, АИ-95 – около ₽55 тысяч, следует из данных СПбМТСБ. Показатели неоднократно били рекорды минувшим летом, достигая 66 тыс. и 77 тыс. соответственно. В рознице изменения были не столь значительные. По данным Росстата, в период с 17 по 23 октября цены на бензин снизились в среднем на 12 копеек до 55,13 рубля за литр.
По сравнению с показателями конца декабря 2022 года стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 7,9%, марки АИ-95 – на 8,1%. При этом годовая инфляция в России в октябре достигла 6,38%, сообщали в Минэкономразвития.
ФАС проинформировали, что данная мера является элементом прослеживаемости приобретенного на бирже товара. Направлена на исключение экспорта классового топлива под видом внеклассового и затоваривания припортовых базисов поставки объемами, которые в дальнейшем не отправляются на экспорт.
В краткосрочной перспективе новая мера ФАС усилит эффективность уже принятых властями ограничений и может ускорить темпы снижения цен топлива, полагает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Основными направлениями серого экспорта топлива сегодня всё еще остаются кавказский регион (откуда вывоз осуществляется в Грузию и Армению и дальнее зарубежье), а также поставки в Монголию и Узбекистан, отметил эксперт.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, гарантийные письма в случае уличения покупателя в теневом экспорте можно будет использовать для штрафных санкций. Однако требовать подписать их будут только при отгрузках с биржи в припортовые и приграничные станции, а это значит, что перекупщики смогут опять найти лазейки.
Работающие в приграничных регионах собственники АЗС сталкиваются с неотгрузками топлива некоторыми производителями из-за подозрений, что нефтепродукты приобретаются для последующей реализации не на внутреннем рынке, рассказал президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
– Есть случаи, когда компании, которые давно работают в регионе, имеют собственную сеть АЗС, владеют нефтехранилищем и обеспечивают поставки топлива потребителям, в том числе по госконтрактам, при этом они никогда даже не занимались экспортом, вдруг сталкиваются с проблемой отгрузки нефтепродуктов, совершенно легально приобретенных на бирже. И это происходит только по той причине, что нефтебазы этих компаний расположены в приграничном регионе. В контексте решения подобных проблем механизм, предлагаемый ФАС, может оказаться вполне уместным и полезным, – говорит эксперт.
Напомним, в октябре 2023 года цены на топливо начали небольшое восстанавливаются после падения в конце сентября, но на четверть ниже пиков месячной давности, когда цена бензинов превышала ₽70-75 тыс. за тонну, а летнего дизтоплива – ₽75 тыс. LR
– Покупатель принимает на себя обязательство в случае последующей продажи биржевых товаров, приобретенных по вышеуказанным сделкам, включать в договоры с покупателями аналогичное обязательство и контролировать его соблюдение путем получения информации о конечных получателях и пункте назначения, приобретенного на торгах товара, – сказано в документе.
История вопроса
Возобновление экспорта дизеля, внутренний рынок оставит в профиците
Либерализация запрета на экспорт топлива оттягивается
Несмотря на официальный запрет вывоза топлива из страны, теневой экспорт сохраняется – перекупщики продолжают попытки приобрести топливо на бирже по дешевке и продать его за рубеж. В итоге это мешает добросовестным участникам рынка, которым иногда не хватает объемов, и ограничивает темпы снижения стоимости топлива в рознице, указывает зампред экспертного совета всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов.Возобновление экспорта дизеля, внутренний рынок оставит в профиците
Либерализация запрета на экспорт топлива оттягивается
Оптовая цена бензина АИ-92 по данным на 26 октября составила примерно ₽50,5 тысяч за тонну, АИ-95 – около ₽55 тысяч, следует из данных СПбМТСБ. Показатели неоднократно били рекорды минувшим летом, достигая 66 тыс. и 77 тыс. соответственно. В рознице изменения были не столь значительные. По данным Росстата, в период с 17 по 23 октября цены на бензин снизились в среднем на 12 копеек до 55,13 рубля за литр.
По сравнению с показателями конца декабря 2022 года стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 7,9%, марки АИ-95 – на 8,1%. При этом годовая инфляция в России в октябре достигла 6,38%, сообщали в Минэкономразвития.
ФАС проинформировали, что данная мера является элементом прослеживаемости приобретенного на бирже товара. Направлена на исключение экспорта классового топлива под видом внеклассового и затоваривания припортовых базисов поставки объемами, которые в дальнейшем не отправляются на экспорт.
В краткосрочной перспективе новая мера ФАС усилит эффективность уже принятых властями ограничений и может ускорить темпы снижения цен топлива, полагает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Основными направлениями серого экспорта топлива сегодня всё еще остаются кавказский регион (откуда вывоз осуществляется в Грузию и Армению и дальнее зарубежье), а также поставки в Монголию и Узбекистан, отметил эксперт.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, гарантийные письма в случае уличения покупателя в теневом экспорте можно будет использовать для штрафных санкций. Однако требовать подписать их будут только при отгрузках с биржи в припортовые и приграничные станции, а это значит, что перекупщики смогут опять найти лазейки.
Работающие в приграничных регионах собственники АЗС сталкиваются с неотгрузками топлива некоторыми производителями из-за подозрений, что нефтепродукты приобретаются для последующей реализации не на внутреннем рынке, рассказал президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
– Есть случаи, когда компании, которые давно работают в регионе, имеют собственную сеть АЗС, владеют нефтехранилищем и обеспечивают поставки топлива потребителям, в том числе по госконтрактам, при этом они никогда даже не занимались экспортом, вдруг сталкиваются с проблемой отгрузки нефтепродуктов, совершенно легально приобретенных на бирже. И это происходит только по той причине, что нефтебазы этих компаний расположены в приграничном регионе. В контексте решения подобных проблем механизм, предлагаемый ФАС, может оказаться вполне уместным и полезным, – говорит эксперт.
Напомним, в октябре 2023 года цены на топливо начали небольшое восстанавливаются после падения в конце сентября, но на четверть ниже пиков месячной давности, когда цена бензинов превышала ₽70-75 тыс. за тонну, а летнего дизтоплива – ₽75 тыс. LR
Тэги: топливо, дизтопливо, ФАС, экспорт
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости