Российские машиностроители просят поблажек, а их просят делать как за рубежом

19 сентября 2023

В 2023 году отечественное производство спецтехники выросло на 6-8%, импорт – от 16% до 50%

Российские машиностроители просят поблажек, а их просят делать как за рубежом

За семь месяцев текущего года импорт строительно-дорожной техники в Россию в денежном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66,4% и достиг 254,1 млрд рублей, импорт прицепной техники увеличился на 37% (до 13,1 млрд рублей), ввоз сельхозтехники вырос на 65% (до 145 млрд рублей), пищевого оборудования – на 87% (до $927,1 млн). Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на «Росспецмаш», которая объединяет более 200 компаний-производителей сельскохозяйственной, строительно-дорожной техники, а также оборудования для пищевой промышленности.

– В настоящее время российские машиностроители поставляют на внутренний рынок примерно 60% сельхозтехники, и поэтому здесь есть существенное пространство для импорта. Причем особенно это касается небольших тракторов. Специальная техника для плодоводства, для тепличного хозяйства – это в основном импорт. И нашим производителям тут не всегда удается быть конкурентоспособными. По пищевому оборудованию Россия занимает примерно 40% собственного рынка. В сегменте строительно-дорожной техники ситуация хуже – там порядка 5% участия российских производителей на внутреннем рынке, – отметил президент «Росспецмаша», член Бюро правления Союза машиностроителей России Константин Бабкин.

Ассоциация попросила кабмин смягчить кредитную политику в отношении производителей спецтехники, энергично поддержать экспорт российского машиностроения, освободить от налога на прибыль, отменить на время НДС, принять специальные кредитные пакеты, ввести льготы для производителей компонентов спецтехники, аналогичные тем, какие сейчас получают в сфере IТ.

Сейчас запущена программа, по которой российские предприятия могут получать льготные займы до 5 млрд рублей на 10 лет под 1% годовых. На эти средства можно реализовать проекты по созданию серийных производств узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и специализированной техники. Кроме того, действует программа «Комплектующие изделия», по которой предприятия могут на льготных условиях получить до 1 млрд рублей на 5 лет под 1% и 3% годовых на организацию производства изделий, повышающих уровень локализации конечной российской продукции, заверили в Фонде развития промышленности.

Возросший импорт связан с динамикой колебания курса национальной валюты по отношению к доллару США и юаню, объясняет директор Strategy Partners Екатерина Михалева. За счет укрепления рубля в середине прошлого года и относительно выгодного курса пары USD/RUB вплоть до середины нынешнего года стало возможным существенно нарастить выпавшие объемы поставок европейской спецтехники и машин из дружественных стран, как Китай и Индия.

Средний курс в III-IV кварталах 2022 года был существенно ниже средних значений за предыдущие три года, при этом в I квартале 2023 года средний курс был на уровне значений 2020-2021 годов. Динамика пары юань-рубль была схожа с парой доллар-рубль. Сложившиеся курсы валют во второй половине прошлого и в I квартале текущего года были выгодны для наращивания импорта спецтехники и очевидного замещения европейских поставок.

Как отмечают в «Росспецмаше», агрессивная экспортная политика зарубежных компаний заключается в том, что они тратят огромные бюджеты на продвижение своей техники на рынке России, благодаря поддержке национальных государств они могут удерживать цены на свою продукцию на очень низком уровне, могут предоставлять покупателям большие скидки, затоваривать склады, чтобы потом отгружать клиентам технику по прежним ценам сразу же после оплаты, без срока ожидания.

– Ситуацию можно разрешить путем инвестиций в НИОКР. Проблема еще и в том, что сейчас мы наблюдаем растущий кадровый голод. А это уже вопрос к наличию ресурсов. Сейчас срочно необходимы такие меры, как возможность предоставления государственных гарантий при сделках, таможенное регулирование на ввоз продукции, – заверила начальник отдела маркетинга АО «Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования» Анастасия Трубина.

Представитель отрасли признает, что на данный момент государство ведет активную политику стимулирования ТОРов (территорий опережающего развития). Поэтому, возможно, целесообразным было бы предоставление дополнительных льгот резидентам, приобретающим оборудование отечественного производства.

– Сейчас все стимулы должны быть направлены на качество выпускаемой продукции, на поддержание спроса со стороны аграриев, создание компонентной базы. При этом они не должны носить строго запретительный характер, ограничивающий любую конкуренцию и выбор аграриев. В данный момент в целом ряде сегментов сельхозтехники нет отечественного предложения, и при этом предлагается защитная стратегия. Когда машиностроители говорят о цифрах импорта, почему-то из них не исключаются виды техники, которые отсутствуют в отечественном предложении (пример – свеклоуборочная и овощная техника, некоторые виды тракторов), – рассуждает председатель правления «Асход» (ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники) Александр Алтынов.

По его мнению, в последние годы рост импорта прежде всего был напрямую связан с дефицитом российской техники при уверенном спросе.

– Основной проблемой отечественных производителей спецтехники является повышение внутренних цен на металл, из-за чего происходит рост себестоимости и цен, а продукция машиностроителей уступает импортным аналогам. Изменить ситуацию могло бы введение ценового демпфера в отношении металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке по ценам выше определенного уровня, позволяющего металлургическим компаниям получать сверхприбыль, – рассуждает руководитель практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Владимир Поклад.

Напомним, потребность российского рынка автоперевозок в новой грузовой технике в 2025 году вырастет до 27 175 единиц. LR

Тэги: спецтехника, импортозамещение, меры поддержки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх