Бизнес-малыши не готовы самостоятельно «идти» за рубеж

11 февраля 2021

Прямая точечная поддержка производителей не спровоцирует масштабного роста поставок за границу

Бизнес-малыши не готовы самостоятельно «идти» за рубеж

Российские производители зачастую не готовы заниматься экспортом самостоятельно, считает Анна Нестерова, член генерального совета «Деловой России», основатель и председатель совета директоров Global Rus Trade.

В настоящий момент прорабатываются различные варианты поддержки экспорта компаний субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в том числе через предоставление субсидии маркетплейсам и компенсацию выпадающих доход почтово-логистическим операторам. Окончательный выбор в пользу какого-либо варианта еще не сделан, рассказали «Логирусу» в Российском экспортном центре (РЭЦ).

Так, Минпромторг предлагает субсидировать затраты на экспорт товаров из РФ маркетплейсам с отечественными бенефициарами и тем, доля до 50% в которых принадлежит зарубежным компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах из списка Минфина. В последний входят Бермуды, Британские Виргинские острова и другие, однако Кипра, к примеру, там нет. Как сообщал ТАСС, соответствующее постановление Правительства РФ о поддержке маркеплейсов было подготовлено в конце января.

В свою очередь, РЭЦ прорабатывает механизм госгарантий кредитов малому и среднему бизнесу под экспортные контракты. Это может решить проблему залога, зачастую не достающего небольшим предприятиям, а также позволит снизить ставки на 1-2 процентных пункта, сообщали «Известия».

Некоторые участники рынка выступают за оказание поддержки напрямую экспортерам без посредников, в частности через почтового оператора. Но, по словам Анны Нестеровой, далеко не все МСП понимают, что такое электронная торговля, как создавать качественный электронный каталог своих товаров и работать на маркетплейсах. Учитывая малую готовность российских МСП выходить на экспорт собственными силами, оказание точечной поддержки непосредственно производителям не будет способствовать масштабному увеличению объемов отечественного экспорта.

– Маркетплейс – это агрегатор, которому будет проще и эффективнее распределить полученные ресурсы. Для государства также видится более удобным взаимодействие именно с площадкой и большими объемами отправок из «единого окна», а не напрямую с сотнями тысяч производителей, – рассказала собеседница «Логируса».

Для продвижения национальной площадки за рубежом и привлечения новых компаний требуются дополнительные ресурсы: помощь с созданием, размещением и актуализацией цифрового контента, создание мини-сайтов на платформе, работа клиентских менеджеров по обработке заявок на продукцию компаний, сопровождение экспортных сделок и информационная поддержка. В частности, в этом году «Почта России» реализовала механизм цифрового подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте: теперь при оформлении экспортных отправлений все необходимые данные можно отправить из личного кабинета юридического лица на сайте в один клик. Там же экспортеры могут заполнить таможенную декларацию.

По прогнозам «Почты России», интерес российских компаний к экспорту товаров продолжит расти. В 2020 году количество экспортных отправлений оператором увеличилось на 23%. Активнее всего рост был в конце года: в ноябре и декабре – более чем на 35%. Самыми активными направлениями стали Великобритания, США, Германия, Украина, Канада, Италия и Армения.

– Это связано не только с поиском новой аудитории и усилением конкурентной позиции за счет ослабления рубля, но и с активным выходом российских маркетплейсов в страны ЕАЭС и Европы, – отметили «Логирусу» в пресс-службе «Почты России».

Однако есть и определенные барьеры в выходе на зарубежные рынки. К примеру, в рамках ЕАЭС существуют ограничения на ввоз определенной продукции. В частности, лекарственных препаратов, что особенно важно с учетом эпидемиологической ситуации. А в Китай нельзя экспортировать ювелирные украшения напрямую физическим лицам.

Также в стране функционирует национальный B2B и B2C маркетплейс Global Rus Trade, который продвигает товары и услуги российских производителей на экспорт без ограничений по странам и товарным категориям. За 2020 год общее число розничных и оптовых заявок составило около 10 тысяч, причем более 85% совершенных отправок – экспортные. Так, за январь 2021 г. товары российских производителей были направлены в 11 стран: Данию, Литву, Канаду, США, Эстонию, Нидерланды, Италию, Великобританию, Францию, Турцию и Италию.

Напомним, что до конца 2021 года Минэкономики запустит цифровую экосистему поддержки малого и среднего предпринимательства. LR

Тэги: экспорт, поддержка экспорта, РЭЦ, Почта России, меры поддержки, интернет-торговля, маркетплейсы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх