Бизнес-малыши не готовы самостоятельно «идти» за рубеж
11 февраля 2021Прямая точечная поддержка производителей не спровоцирует масштабного роста поставок за границу
Российские производители зачастую не готовы заниматься экспортом самостоятельно, считает Анна Нестерова, член генерального совета «Деловой России», основатель и председатель совета директоров Global Rus Trade.
В настоящий момент прорабатываются различные варианты поддержки экспорта компаний субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в том числе через предоставление субсидии маркетплейсам и компенсацию выпадающих доход почтово-логистическим операторам. Окончательный выбор в пользу какого-либо варианта еще не сделан, рассказали «Логирусу» в Российском экспортном центре (РЭЦ).
В свою очередь, РЭЦ прорабатывает механизм госгарантий кредитов малому и среднему бизнесу под экспортные контракты. Это может решить проблему залога, зачастую не достающего небольшим предприятиям, а также позволит снизить ставки на 1-2 процентных пункта, сообщали «Известия».
Некоторые участники рынка выступают за оказание поддержки напрямую экспортерам без посредников, в частности через почтового оператора. Но, по словам Анны Нестеровой, далеко не все МСП понимают, что такое электронная торговля, как создавать качественный электронный каталог своих товаров и работать на маркетплейсах. Учитывая малую готовность российских МСП выходить на экспорт собственными силами, оказание точечной поддержки непосредственно производителям не будет способствовать масштабному увеличению объемов отечественного экспорта.
– Маркетплейс – это агрегатор, которому будет проще и эффективнее распределить полученные ресурсы. Для государства также видится более удобным взаимодействие именно с площадкой и большими объемами отправок из «единого окна», а не напрямую с сотнями тысяч производителей, – рассказала собеседница «Логируса».
Для продвижения национальной площадки за рубежом и привлечения новых компаний требуются дополнительные ресурсы: помощь с созданием, размещением и актуализацией цифрового контента, создание мини-сайтов на платформе, работа клиентских менеджеров по обработке заявок на продукцию компаний, сопровождение экспортных сделок и информационная поддержка. В частности, в этом году «Почта России» реализовала механизм цифрового подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте: теперь при оформлении экспортных отправлений все необходимые данные можно отправить из личного кабинета юридического лица на сайте в один клик. Там же экспортеры могут заполнить таможенную декларацию.
По прогнозам «Почты России», интерес российских компаний к экспорту товаров продолжит расти. В 2020 году количество экспортных отправлений оператором увеличилось на 23%. Активнее всего рост был в конце года: в ноябре и декабре – более чем на 35%. Самыми активными направлениями стали Великобритания, США, Германия, Украина, Канада, Италия и Армения.
– Это связано не только с поиском новой аудитории и усилением конкурентной позиции за счет ослабления рубля, но и с активным выходом российских маркетплейсов в страны ЕАЭС и Европы, – отметили «Логирусу» в пресс-службе «Почты России».
Однако есть и определенные барьеры в выходе на зарубежные рынки. К примеру, в рамках ЕАЭС существуют ограничения на ввоз определенной продукции. В частности, лекарственных препаратов, что особенно важно с учетом эпидемиологической ситуации. А в Китай нельзя экспортировать ювелирные украшения напрямую физическим лицам.
Также в стране функционирует национальный B2B и B2C маркетплейс Global Rus Trade, который продвигает товары и услуги российских производителей на экспорт без ограничений по странам и товарным категориям. За 2020 год общее число розничных и оптовых заявок составило около 10 тысяч, причем более 85% совершенных отправок – экспортные. Так, за январь 2021 г. товары российских производителей были направлены в 11 стран: Данию, Литву, Канаду, США, Эстонию, Нидерланды, Италию, Великобританию, Францию, Турцию и Италию.
Напомним, что до конца 2021 года Минэкономики запустит цифровую экосистему поддержки малого и среднего предпринимательства. LR
В настоящий момент прорабатываются различные варианты поддержки экспорта компаний субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в том числе через предоставление субсидии маркетплейсам и компенсацию выпадающих доход почтово-логистическим операторам. Окончательный выбор в пользу какого-либо варианта еще не сделан, рассказали «Логирусу» в Российском экспортном центре (РЭЦ).
История вопроса
Господдержка «бизнес-малышей» станет экосистемной
Экспортный нацпроект дополнили новыми «инструментами»
РЭЦ в 20 раз чаще «сводила вместе» иностранных покупателей и российских поставщиков
Так, Минпромторг предлагает субсидировать затраты на экспорт товаров из РФ маркетплейсам с отечественными бенефициарами и тем, доля до 50% в которых принадлежит зарубежным компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах из списка Минфина. В последний входят Бермуды, Британские Виргинские острова и другие, однако Кипра, к примеру, там нет. Как сообщал ТАСС, соответствующее постановление Правительства РФ о поддержке маркеплейсов было подготовлено в конце января.Господдержка «бизнес-малышей» станет экосистемной
Экспортный нацпроект дополнили новыми «инструментами»
РЭЦ в 20 раз чаще «сводила вместе» иностранных покупателей и российских поставщиков
В свою очередь, РЭЦ прорабатывает механизм госгарантий кредитов малому и среднему бизнесу под экспортные контракты. Это может решить проблему залога, зачастую не достающего небольшим предприятиям, а также позволит снизить ставки на 1-2 процентных пункта, сообщали «Известия».
Некоторые участники рынка выступают за оказание поддержки напрямую экспортерам без посредников, в частности через почтового оператора. Но, по словам Анны Нестеровой, далеко не все МСП понимают, что такое электронная торговля, как создавать качественный электронный каталог своих товаров и работать на маркетплейсах. Учитывая малую готовность российских МСП выходить на экспорт собственными силами, оказание точечной поддержки непосредственно производителям не будет способствовать масштабному увеличению объемов отечественного экспорта.
– Маркетплейс – это агрегатор, которому будет проще и эффективнее распределить полученные ресурсы. Для государства также видится более удобным взаимодействие именно с площадкой и большими объемами отправок из «единого окна», а не напрямую с сотнями тысяч производителей, – рассказала собеседница «Логируса».
Для продвижения национальной площадки за рубежом и привлечения новых компаний требуются дополнительные ресурсы: помощь с созданием, размещением и актуализацией цифрового контента, создание мини-сайтов на платформе, работа клиентских менеджеров по обработке заявок на продукцию компаний, сопровождение экспортных сделок и информационная поддержка. В частности, в этом году «Почта России» реализовала механизм цифрового подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте: теперь при оформлении экспортных отправлений все необходимые данные можно отправить из личного кабинета юридического лица на сайте в один клик. Там же экспортеры могут заполнить таможенную декларацию.
По прогнозам «Почты России», интерес российских компаний к экспорту товаров продолжит расти. В 2020 году количество экспортных отправлений оператором увеличилось на 23%. Активнее всего рост был в конце года: в ноябре и декабре – более чем на 35%. Самыми активными направлениями стали Великобритания, США, Германия, Украина, Канада, Италия и Армения.
– Это связано не только с поиском новой аудитории и усилением конкурентной позиции за счет ослабления рубля, но и с активным выходом российских маркетплейсов в страны ЕАЭС и Европы, – отметили «Логирусу» в пресс-службе «Почты России».
Однако есть и определенные барьеры в выходе на зарубежные рынки. К примеру, в рамках ЕАЭС существуют ограничения на ввоз определенной продукции. В частности, лекарственных препаратов, что особенно важно с учетом эпидемиологической ситуации. А в Китай нельзя экспортировать ювелирные украшения напрямую физическим лицам.
Также в стране функционирует национальный B2B и B2C маркетплейс Global Rus Trade, который продвигает товары и услуги российских производителей на экспорт без ограничений по странам и товарным категориям. За 2020 год общее число розничных и оптовых заявок составило около 10 тысяч, причем более 85% совершенных отправок – экспортные. Так, за январь 2021 г. товары российских производителей были направлены в 11 стран: Данию, Литву, Канаду, США, Эстонию, Нидерланды, Италию, Великобританию, Францию, Турцию и Италию.
Напомним, что до конца 2021 года Минэкономики запустит цифровую экосистему поддержки малого и среднего предпринимательства. LR
Тэги: экспорт, поддержка экспорта, РЭЦ, Почта России, меры поддержки, интернет-торговля, маркетплейсы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 17.04.2024 В марте Россия поправила свое торговое сальдо
- 12.04.2024 Нефть утекает по морю с рекордной скоростью
- 10.04.2024 Российский овес в Китае пришелся «к столу»