«Уральские авиалинии» и iFly могут не дождаться госпомощи на выкуп самолетов
27 сентября 2023В конце сентября истечет срок действия лицензий OFAC и продлить их будет непросто, считают эксперты

«Уральские авиалинии» и iFly не смогли переоформить самолеты иностранных лизингодателей в российскую собственность. Компании летом первыми из частных перевозчиков согласовали с Минтрансом получение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на страховое урегулирование, ранее это удалось только «Аэрофлоту», сообщает «Коммерсантъ».
По информации от источника в правительстве, Минэкономики и Минфин «провели весь комплекс необходимых работ и согласований, задержки с их стороны нет». Источник в Минтрансе предположил, что финансирование задерживается «из-за бюрократических процедур». В Минфине уточнили, что решения по сделкам «сообщают по факту их проведения». «Уральские авиалинии» подтвердили «Ъ» оценку стоимости 19 своих Airbus в 28–33 млрд рублей, но от других комментариев воздержались. Представитель iFly, чьи три А-330 оцениваются в 9-10 млрд рублей, отказался обсуждать ситуацию.
Ряд собеседников «Ъ» в авиаотрасли связывают затягивание сроков с намерением Минтранса «придержать средства ФНБ» в интересах «Аэрофлота». «Аэрофлот» планирует до конца года завершить страховое урегулирование по 61 самолету: 18 уже переоформлены на «НЛК-Финанс». Пока не состоится расчет за оставшиеся как минимум 43 воздушных судна крупнейшего перевозчика, остальные «будут ждать финансирования», полагает собеседник «Ъ» в одной из авиакомпаний.
По данным Минэкономики, на самолеты «Аэрофлота» из средств ФНБ уже потрачено ₽98 млрд, которые были выданы «НЛК-Финанс». Десять первых самолетов были в начале 2023 года выкуплены Аэрофлотом за 35 млрд рублей, летом из ФНБ выделили еще 63 млрд рублей.
Из оставшихся зарезервированных в ФНБ на самолеты ₽202 млрд около ₽100 млрд отведены на сделки «Уральских авиалиний», iFly и S7 — на последнюю приходится около половины суммы, но она еще не согласована. Оставшиеся примерно ₽100 млрд будут распределяться в 2024 году.
Приоритетное финансирование парка «Аэрофлота» с точки зрения государства выглядело бы рациональным решением, хоть и «несправедливым с точки зрения других частных перевозчиков», отмечает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Государство, поясняет эксперт, может быть вполне замотивировано в выкупе молодого флота группы, который в будущем может быть передан в другие компании по мере пополнения парка «Аэрофлота» российскими судами. Что касается отсутствия заявок других перевозчиков на госфинансирование, то неудачи в переговорах или неготовность документов легко списать на «козни чиновников», подчеркивает господин Гусаров.
Аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова полагает, что в долгом и сложном процессе страховых урегулирований перебирается множество схем для попадания под санкционные исключения. Также аналитик разделяет опасения перевозчиков о просрочке лицензий OFAC, продление которых «выглядит крайне затруднительным и многосторонним процессом». Лучше, уверена госпожа Сахнова, не рисковать с выходом за разрешенные сроки.
Оценить перспективы авиакомпаний за пределами топ-5 в 2024 году договориться с иностранными собственниками воздушных судов сегодня невозможно, отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Более крупным перевозчикам, по его словам, проще договориться с иностранцами, тогда как позиции «небольшой авиакомпании с тремя самолетами» могут иметь небольшой вес.
Напомним, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly в августе 2023 года предварительно согласовали с Минтрансом выделение средств Фонда национального благосостояния на приобретение 40 самолетов у западных лизингодателей. LR
История вопроса
В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох
ГТЛК начали возвращать «крылья»
Порядка ₽50 млрд должны были поступить лизинговой «НЛК-Финанс» (контролируется Росавиацией) «до двадцатых чисел сентября» для последующего перевода иностранным лизингодателям. Лицензии OFAC, которые собственники воздушных судов оформили для получения платежей, действуют до конца сентября.В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох
ГТЛК начали возвращать «крылья»
По информации от источника в правительстве, Минэкономики и Минфин «провели весь комплекс необходимых работ и согласований, задержки с их стороны нет». Источник в Минтрансе предположил, что финансирование задерживается «из-за бюрократических процедур». В Минфине уточнили, что решения по сделкам «сообщают по факту их проведения». «Уральские авиалинии» подтвердили «Ъ» оценку стоимости 19 своих Airbus в 28–33 млрд рублей, но от других комментариев воздержались. Представитель iFly, чьи три А-330 оцениваются в 9-10 млрд рублей, отказался обсуждать ситуацию.
Ряд собеседников «Ъ» в авиаотрасли связывают затягивание сроков с намерением Минтранса «придержать средства ФНБ» в интересах «Аэрофлота». «Аэрофлот» планирует до конца года завершить страховое урегулирование по 61 самолету: 18 уже переоформлены на «НЛК-Финанс». Пока не состоится расчет за оставшиеся как минимум 43 воздушных судна крупнейшего перевозчика, остальные «будут ждать финансирования», полагает собеседник «Ъ» в одной из авиакомпаний.
По данным Минэкономики, на самолеты «Аэрофлота» из средств ФНБ уже потрачено ₽98 млрд, которые были выданы «НЛК-Финанс». Десять первых самолетов были в начале 2023 года выкуплены Аэрофлотом за 35 млрд рублей, летом из ФНБ выделили еще 63 млрд рублей.
Из оставшихся зарезервированных в ФНБ на самолеты ₽202 млрд около ₽100 млрд отведены на сделки «Уральских авиалиний», iFly и S7 — на последнюю приходится около половины суммы, но она еще не согласована. Оставшиеся примерно ₽100 млрд будут распределяться в 2024 году.
Приоритетное финансирование парка «Аэрофлота» с точки зрения государства выглядело бы рациональным решением, хоть и «несправедливым с точки зрения других частных перевозчиков», отмечает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Государство, поясняет эксперт, может быть вполне замотивировано в выкупе молодого флота группы, который в будущем может быть передан в другие компании по мере пополнения парка «Аэрофлота» российскими судами. Что касается отсутствия заявок других перевозчиков на госфинансирование, то неудачи в переговорах или неготовность документов легко списать на «козни чиновников», подчеркивает господин Гусаров.
Аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова полагает, что в долгом и сложном процессе страховых урегулирований перебирается множество схем для попадания под санкционные исключения. Также аналитик разделяет опасения перевозчиков о просрочке лицензий OFAC, продление которых «выглядит крайне затруднительным и многосторонним процессом». Лучше, уверена госпожа Сахнова, не рисковать с выходом за разрешенные сроки.
Оценить перспективы авиакомпаний за пределами топ-5 в 2024 году договориться с иностранными собственниками воздушных судов сегодня невозможно, отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Более крупным перевозчикам, по его словам, проще договориться с иностранцами, тогда как позиции «небольшой авиакомпании с тремя самолетами» могут иметь небольшой вес.
Напомним, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly в августе 2023 года предварительно согласовали с Минтрансом выделение средств Фонда национального благосостояния на приобретение 40 самолетов у западных лизингодателей. LR
Тэги: авиакомпании, самолеты, лизинг
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

