РЖД набралась сил и переписала проект долгосрочной программы развития
10 октября 2017При этом бюджету от сверхприбылей монополии будет ни горячо, ни холодно
ОАО РЖД разработало проект долгосрочной программы развития до 2025 года, существенно превышающей по амбициозности предыдущий вариант, пишет «Коммерсантъ».
На днях документ будет разослан для ознакомления в профильные ведомства.
При составлении проекта учитывались два сценария – базовый и оптимистический. Согласно первому среднегодовой рост погрузки и грузооборота составит 2,2% и 3,1% соответственно. Это позволит к 2025 году увеличить погрузку до 1,46 млрд тонн, а грузооборот – до 3,09 трлн тонно-километров.
Для достижения таких показателей РЖД должно быть уверено в стабильном и долгосрочном росте тарифов. В 2018 году монополия просит увеличения на 6%, два из которых составляет инфраструктурная надбавка, а на оставшиеся семь лет до 2025 года – индексации по принципу «инфляция минус 0,1%». В ответ на эти уступки монополия обязуется не просить дополнительных денежных вливаний по грузовым перевозкам.
В результате даже по базовому сценарию выручка ОАО РЖД к 2025 году вырастет в 1,8 раза до 2,8 трлн рублей, EBITDA – в 2,4 раза до 758 млрд рублей, а выручка – в 28 раз до 184,3 млрд рублей. (при благоприятной конъюнктуре — в 40 раз, до 262,8 млрд руб.). При этом бюджет мало что получит от монополии: девять лет она собирается платить дивиденды лишь по привилегированным акциям, доля которых в капитале составляет всего 0,002%.
Однако, эксперты считают долгосрочную программу развития РЖД заведомо нереалистичной. Во-первых, не понятно, откуда взяты цифры по прогнозу погрузки и грузообороту, на основании которых будут индексироваться тарифы. Цифры, приведенные РЖД, противоречат тенденциям в грузообразующих отраслях, а также на рынке железнодорожных перевозок и перевалки в портах, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Механизмы повышения эффективности работы компании на планируемый период также не прописаны. Близкий к отрасли собеседник «Ъ», не исключает, что чиновники будут просить ОАО РЖД пересмотреть основные показатели долгосрочной программы развития.
Напомним, что в августе правительство РФ и ведомства обсуждали вопрос об инвестиционной надбавке к грузовому тарифу РЖД на 2018 год. Президент РЖД Олег Белозеров даже озвучивал, на что именно будут израсходованы полученные от инвестнадбавки средства: на развитие БАМа, Транссиба, подходов к портам и на другие ключевые направления.
Однако, в сентябре Минфин резко охладел к нуждам госмонополии. Глава министерства Максим Орешкин заявил, что базовый уровень индексации тарифов на ближайшие два года – 2018-й и 2019-й – меняться не будет. А в Минэкономразвтия уточнили, что инвестиционная надбавка к грузовым железнодорожным тарифам, введенная в 2017 году, носила разовый характер и в дальнейшем исключается из базы индексации.
На днях документ будет разослан для ознакомления в профильные ведомства.
При составлении проекта учитывались два сценария – базовый и оптимистический. Согласно первому среднегодовой рост погрузки и грузооборота составит 2,2% и 3,1% соответственно. Это позволит к 2025 году увеличить погрузку до 1,46 млрд тонн, а грузооборот – до 3,09 трлн тонно-километров.
Для достижения таких показателей РЖД должно быть уверено в стабильном и долгосрочном росте тарифов. В 2018 году монополия просит увеличения на 6%, два из которых составляет инфраструктурная надбавка, а на оставшиеся семь лет до 2025 года – индексации по принципу «инфляция минус 0,1%». В ответ на эти уступки монополия обязуется не просить дополнительных денежных вливаний по грузовым перевозкам.
В результате даже по базовому сценарию выручка ОАО РЖД к 2025 году вырастет в 1,8 раза до 2,8 трлн рублей, EBITDA – в 2,4 раза до 758 млрд рублей, а выручка – в 28 раз до 184,3 млрд рублей. (при благоприятной конъюнктуре — в 40 раз, до 262,8 млрд руб.). При этом бюджет мало что получит от монополии: девять лет она собирается платить дивиденды лишь по привилегированным акциям, доля которых в капитале составляет всего 0,002%.
Однако, эксперты считают долгосрочную программу развития РЖД заведомо нереалистичной. Во-первых, не понятно, откуда взяты цифры по прогнозу погрузки и грузообороту, на основании которых будут индексироваться тарифы. Цифры, приведенные РЖД, противоречат тенденциям в грузообразующих отраслях, а также на рынке железнодорожных перевозок и перевалки в портах, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Механизмы повышения эффективности работы компании на планируемый период также не прописаны. Близкий к отрасли собеседник «Ъ», не исключает, что чиновники будут просить ОАО РЖД пересмотреть основные показатели долгосрочной программы развития.
Напомним, что в августе правительство РФ и ведомства обсуждали вопрос об инвестиционной надбавке к грузовому тарифу РЖД на 2018 год. Президент РЖД Олег Белозеров даже озвучивал, на что именно будут израсходованы полученные от инвестнадбавки средства: на развитие БАМа, Транссиба, подходов к портам и на другие ключевые направления.
Однако, в сентябре Минфин резко охладел к нуждам госмонополии. Глава министерства Максим Орешкин заявил, что базовый уровень индексации тарифов на ближайшие два года – 2018-й и 2019-й – меняться не будет. А в Минэкономразвтия уточнили, что инвестиционная надбавка к грузовым железнодорожным тарифам, введенная в 2017 году, носила разовый характер и в дальнейшем исключается из базы индексации.
Тэги: РЖД, Минфин, Минэкономразвития, грузоперевозки, жд перевозки, тарифы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости