Погрузка на сети РЖД уже семь месяцев подряд не демонстрирует ничего хорошего

14 мая 2024

Потери монополии от сокращения перевозок грузов приближаются к ₽45-50 млрд недополученной выручки за четыре месяца 2024 года

Погрузка на сети РЖД уже семь месяцев подряд не демонстрирует ничего хорошего

Погрузка в апреле 2024 года сократилась на 3,6%, до 101,7 млн тонн, к аналогичному месяцу прошлого года, подсчитали в ОАО «РЖД». Суммарно за четыре месяца снижение составило 3,2%, до 397,5 млн тонн, сообщает «Forbes».

Грузооборот (погрузка, умноженная на пройденное вагонами расстояние) в прошлом месяце снизился на 4,9% к апрелю 2023 года и составил 211 млрд тарифных тонно-километров, а с учетом пробега вагонов порожняком, грузооборот упал на 5,5%, до 260,1 млрд тонно-километров. С начала 2024 года эти показатели сократились на 6,6%, до 840,2 млрд тарифных тонно-километров, и на 6,9%, до 1041,3 млрд тонно-километров, соответственно.

– Ситуация с погрузкой на протяжении четырех месяцев текущего года находится в красной зоне, – говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. – Из-за снижения цен на мировых рынках падает отгрузка каменного угля, никак не стабилизируются отгрузки нефти и нефтепродуктов. И, конечно, негативно влияет дефицит инфраструктуры Восточного полигона.

Замгендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило прогнозировал в апреле снижение погрузки на 2,7%, до 102,6 млн т.

По оценке главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс» Максима Худалова, потери «РЖД» от сокращения перевозок грузов «приближаются к ₽45-50 млрд недополученной выручки за четыре месяца 2024 года». Для сравнения, по итогам 2023 года выручка монополии по РСБУ составила ₽2,61 трлн (плюс 16,4% в годовом выражении), доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре принесли ₽2,24 трлн. Согласно финплану компании, в 2024 году «РЖД» ожидает доходов от грузоперевозок в объеме ₽2,48 трлн.

По словам Иванкина из НИЦ «Перевозки и инфраструктура», снижение перевозок каменного угля оказывает самое значительное влияние на результаты РЖД, так как именно это сырье занимает чуть менее 30% в общей погрузке. Погрузка угля в целом по сети по итогам апреля составила 115,1 млн т (минус 5,3% к январю-апрелю 2023 года).

По итогам I квартала погрузка угля на экспорт через южные порты упала на 58,3% (минус 4,7 млн тонн) по причине отсутствия заключенных контрактов на перевалку угля в порту Тамань. Из-за высокого тарифа угольные компании еще в феврале начали снимать заявки и сократили перевалку через терминал ОТЭКО (крупнейший порт в Тамани), добиваясь снижения тарифов. Поскольку в марте и апреле ситуация не изменилась, руководство терминала предложило угледобывающим компаниям и трейдерам переваливать уголь по цене $18 за т. Это более чем в два раза ниже цены на услуги термина в январе 2024 года, когда ставки достигали $38 за тонну.

Ранее коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов говорил, что РЖД пообещали компании обеспечить доставку угля в адрес терминала на уровне 3 млн тонн ежемесячно с мая, но монополия это опровергла, сославшись на несоответствии заявления реальным договорам.

На текущий месяц в ОТЭКО подтверждены заявки на перевалку всего 0,5 млн тонн угольной продукции, аналогичный объем «находится в статусе подтверждения». По словам Максима Худалова, на фоне «все еще завышенных» ставок перевалки в портах и стоимости железнодорожной перевозки поставки угля энергетических марок в южном и северо-западном направлениях нерентабельны. Ставка на перевалку угля Новороссийского морского торгового порта составляет менее $14. В портах Дальнего Востока (Владивосток, Находка, Восточный) цена выше – порядка $20.

Южное направление никогда не было традиционным для угля: сырье продолжает «рваться» на восток из-за более короткого железнодорожного плеча и близости рынков сбыта. Но на восток весь объем угля поставлять трудно, так как свободных провозных мощностей в этом направлении нет, подчеркнул Худалов.

Стоимость энергетического угля, на который приходится 85% российского угольного экспорта, упала до минимума с 2021 года. Как писал «Коммерсантъ», в марте энергетический уголь на базисе FOB Восточный подешевел до $89,7 за тонну против $120 и $162 в марте 2022 и 2023 году соответственно.

Еще одна важная причина снижения – углеводороды. Согласно статистике РЖД, с января по апрель погрузка нефти и нефтепродуктов упала на 2,4%, до 70,4 млн тонн (минус 2,4%). На это сырье приходится порядка 20% в общей погрузке, подсчитал «Forbes», опираясь на данные РЖД за 2023 год и первые четыре месяца 2024 года.

Снижение погрузки коррелирует с объемами производства, а также с совпадает по времени с началом действия ограничения на экспорт топлива. Запрет на вывоз бензина из России действует с 1 марта по 31 августа 2024 года включительно. Такое решение принято правительством в конце февраля «в целях обеспечения энергетической безопасности страны». По последним данным Росстата, в марте производство бензина сократилось на 3,5% по сравнению с февралем и на 7,9% к марту 2023 года.

В апреле Россия сократила экспорт мазута из портов на 24% по сравнению с апрелем прошлого года и на 11% – против уровня марта, до 815 000 баррелей в сутки. Сократился экспорт нафты (бензин прямогонный) по морю – на 20% и 15% соответственно, до 322 000 баррелей в сутки. В апреле также продолжил сокращаться морской экспорт дизеля: показатель упал на 23% по отношению к уровню марта и на 28% – к апрелю 2023 года, до 762 000 баррелей в сутки.

Из-за ремонтов на крупных российских предприятиях ОАО «РЖД» сообщают о снижении погрузки руд и рудных материалов – до 35,6 млн тонн (минус 6,4% к январю-апрелю 2023 года).

Еще одним значительным фактором падения погрузки стало снижение поставок строительных материалов, в январе-апреле оно составило 14,6%, до 36,1 млн тонн. На стройматериалы приходится порядка 10% перевозимых грузов. Представитель «РЖД» объяснял снижение завершением крупных инфраструктурных проектов. Например, потери погрузки стройгрузов на юге связаны с окончанием строительства участков трассы М-12 и обходов крупных городов – Анапы, Волгограда, Грозного, Краснодара, Саратова и других.

Падение перевозок строительных грузов по железной дороге происходит из-за высоких ставок аренды полувагонов, следует из оценки Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). В январе-апреле 2024 года ставки аренды полувагонов увеличились на 2-6% со стабилизацией в апреле 2024 года на уровне ₽2700-3500 в сутки. В 2023 году году цена аренды вагонов колебалась от ₽1700 до 2800 в сутки.

– Снижение погрузки должно было частично высвободить парк грузовых вагонов и снизить ставки на их предоставление, – комментирует заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Но из-за трудностей с согласованием заявок на перевозки на фоне дефицита инфраструктуры, особенно в восточном направлении, подвижной состав простаивает на путях общего пользования в ожидании разрешений от РЖД. Это привело к росту (ухудшению) оборота вагонов.

Оборотом вагона называют среднее время полного производственного цикла – с момента одной погрузки до начала следующей.

В текущем году погрузка на сети «РЖД» запланирована на уровне 1,26 млрд тонн, что должно на 1,7% превысить показатели 2023 года, грузооборот по планам вырастет на 3,4%, до 3,4 трлн тонно-километров.

Напомним, ситуация с сокращением, а потом остановкой погрузки угля в адрес терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких тарифов побудила ОАО «РЖД» вновь поднять вопрос о введении на железных дорогах договоров ship-or-pay или «вези или плати». LR

Тэги: погрузка, РЖД, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх