Нефтекомпании не спешат отгружать

12 августа 2024

Наиболее критичная ситуация складывается по Аи-95 и Аи-100

Нефтекомпании не спешат отгружать

Биржевые трейдеры отмечают участившиеся задержки по отгрузке бензина и дизтоплива нефтекомпаниями, а также дефолты, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на топливном рынке.

По правилам СПбМТСБ, срок отгрузки биржевого товара не должен превышать 30 дней, но в условиях повышенного летнего спроса ситуация обострилась. Дефолт наступает, когда при нарушении 30-дневного периода покупатель и НПЗ не смогли договориться о продлении сроков сделки. В случае дефолта поставщик должен заплатить штраф в размере 5% от суммы договора. Но в случае роста цены на топливо больше, чем на эту величину покупатель часто соглашается на продление сделки, ведь в противном случае приходится приобретать более дорогой товар.

Стоимость Аи-100 на НПЗ уже превышает ₽100 тыс. за тонну, а срок отгрузки в ряде случаев – более двух месяцев. За последние несколько месяцев продлевается около 10% сделок по бензину и дизтопливу.

Среди крупнейших нефтекомпаний больше всего сделок продлевает ЛУКОЙЛ. Нижегородский НПЗ компании, на котором в начале года вышла из строя установка каталитического крекинга, – один из крупнейших производителей высокооктановых бензинов. Хотя в июне сообщалось о перезапуске установки, собеседники “Ъ” в отрасли считают, что до последнего времени в полном объеме восстановить производство не удалось. Нижегородский НПЗ до сих пор не возобновил продажи Аи-95 на бирже и в первую очередь снабжает АЗС компании.

Независимые АЗС неоднократно жаловались на то, что нефтекомпании продают меньше высокооктанового бензина, чем требуется рынку. В результате биржевая стоимость Аи-95 находится на максимумах 2024 года, а рентабельность продаж Аи-95 и Аи-100 на АЗС либо отрицательная, либо околонулевая.

Систематичное продление сроков поставки происходит по более дорогому товару, а более дешевые объемы «дефолтят», говорит один из источников издания.

Другой собеседник считает, что в ряде компаний продавали «воздух» – товар, который не были в состоянии отгрузить, объясняя трудности плановыми или внеплановыми ремонтами на НПЗ и недостатком цистерн.

Проблемы продления сроков отгрузки товара в физической нехватке топлива на некоторых НПЗ. НПЗ продают товар на бирже из более отдаленной выработки, чтобы не допустить резкого сокращения суточных объемов продаж. Кроме того, при отгрузке возникают дополнительные проблемы – невозможность ОАО «РЖД» оперативно принять цистерны в некоторых лимитированных направлениях, а также дефицит цистерн у некоторых НПЗ.

Наибольший риск обострения ситуации заключается в продолжении роста оптовых цен. В условиях сдерживания роста розничных цен в пределах инфляции это грозит ухудшением рентабельности бизнеса независимых АЗС, и в том числе может привести к снижению проливов.

– В такой ситуации для покрытия роста реализации на своих АЗС нефтяникам нужен будет дополнительный объем, которого сейчас нет. В результате они вынуждены будут сокращать продажи на бирже или скупать товар друг у друга, – говорит источник «Ъ».

Из-за отмены второй сессии на СПбМТСБ осенью 2023 года неясно, сколько топлива нефтяники покупают друг у друга. Увеличение объемов таких сделок может спровоцировать дальнейший рост цены.

– Цистерны поданы, разрешения ГУ-12 получены, но дополнительные согласования от ОАО «РЖД» в соответствии с динамической моделью загрузки инфраструктуры и суточным клиентским планом погрузки не удается получить, поэтому возникают простои, – отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Напомним, в июле 2024 года в Госдуме предложили ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю продаж топлива на бирже с 13% до 20%, чтобы не допустить серьезного роста цен на бензин в рознице. LR

Фото: inosmi.ru

Тэги: топливо







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх