Минэнерго готовит для Восточного полигона новые приоритеты

5 марта 2024

А срок службы цистерн для транспортировки моторного топлива, сжиженных углеводородных газов и продукции нефтехимии предлагают продлить на 4-6 лет

Минэнерго готовит для Восточного полигона новые приоритеты

На совещании под председательством первого замминистра энергетики Павла Сорокина «по вопросу обеспечения вывоза нефти и нефтеналивных грузов ПАО «НК «Роснефть», в котором принимали участие представители «Транснефти», ОАО «РЖД», «Трансойла» и других компаний, поднимались вопросы ритмичности транспортировки нефтепродуктов, сообщает «РБК».

Минэнерго прорабатывает вопрос установления приоритета отгрузки вагонов с нефтяными грузами в восточном направлении и внесения изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов. Также обсуждается продление службы цистерн для транспортировки моторного топлива, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и продукции нефтехимии на 4-6 лет, чтобы исключить рост их дефицита.

– Их решение требует комплексного подхода с участием всех сторон процесса, некоторые – через изменения нормативных правовых актов, – отметил представитель ФАС.

Речь идет о закреплении ответственности за каждой из сторон процесса транспортировки нефтепродуктов, установление сроков согласования документов, ускорение перехода на систему «ОТП РЖД», позволяющую отслеживать логистическую цепочку с момента поставки товара (сдачи его перевозчику) до момента получения на станции назначения.

В начале прошлого года крупнейшие НПЗ – Омский («Газпром нефть»), Киришский («Сургутнефтегаз»), Орский («Фортеинвест»), ТАНЕКО («Татнефть») и заводы «Башнефти» (входят в «Роснефть») – стали фиксировать участившиеся отказы «РЖД» принимать нефтепродукты к перевозке в восточном направлении.

Согласно итогам январского совещания, Минэнерго должно представить в правительство доклад по проблеме обеспечения вывоза нефти и нефтяных грузов с заводов «Роснефти» с предложением о внесении изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов (действуют в период приостановки Правил недискриминационного доступа, которые устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми).

По итогам январского совещания также было принято решение «рекомендовать РЖД обеспечить приоритет отгрузки вагонов с нефтяными грузами в восточном направлении». В холдинге ход совещания и его итоги комментировать отказались. В Минэнерго также отказались от комментариев.

Срок перевозки нефтеналивных грузов в марте 2024 года остается высоким из-за лимитирования восточного направления, отмечает близкий к «Фортинвесту» информатор.

Представитель «РЖД» отмечает, что при ограничении провозной способности Восточного полигона заявки на перевозку грузов согласовываются в строгом соответствии с временными правилами определения очередности перевозок. Приоритетом пользуются перевозки по «отдельным решениям руководства страны», грузы, в отношении которых действуют субсидии на перевозку, а также внутрироссийские поставки. При этом продвижение нефтяных грузов «держится на особом контроле» – более 96% всех отправок доставляется в установленные сроки.

Несмотря на высокую загрузку инфраструктуры, с начала 2024 года поставки нефтепродуктов для обеспечения внутренних потребителей на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири удалось нарастить на 8%, до 3,4 млн тонн, в том числе бензина – на 12%, до 0,6 млн тонн.

При наличии на Дальнем Востоке собственных перерабатывающих предприятий более трети всего объема отправляется туда из отдаленных западных регионов Сибирского, Уральского и даже Приволжского федеральных округов. С начала года такие перевозки выросли на 17%, до 1,3 млн тонн, а непосредственно бензина – на 45%, до 0,2 млн тонн.

– Подобная нерациональная перевозка занимает дефицитную инфраструктуру восточного направления и мешает перемещению, например экспортных грузов, – резюмирует представитель холдинга.

Чтобы нивелировать дефицит, на совещании в Минэнерго в конце января было принято решение проработать вопрос продления службы цистерн, предназначенных для перевозки различных номенклатур грузов (моторных топлив, СУГ и нефтехимии).

С 2015 года в России действует запрет на продление срока службы вагонов и курсирования их по сети «РЖД». Ранее власти планировали ограничить возможность жизненного цикла вагона до десяти лет с условием его ремонта каждые пять лет. За введением запрета последовало списание старых грузовых вагонов – увеличить срок их эксплуатации через ремонт оказалось нельзя.

В союзе «Объединение вагоностроителей» (ОВС, в него входят в том числе крупнейшие вагоностроительные заводы Уралвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод и «РМ Рейл») негативно отреагировали на предложение продлевать срок службы цистерн. Свою позицию исполнительный директор союза Евгений Семенов объяснил существенным влиянием такого решения на недозагрузку мощностей предприятий на перспективу этих четырех–шести лет, а при наступлении двойного списания по истечении этого срока – к резкому росту спроса на вагоны и невозможности его удовлетворения из-за утери производственных мощностей.

– При продлении срока службы вагонов-цистерн наплыв такого морально устаревшего подвижного состава может снизить пропускные способностями инфраструктуры и, соответственно, привести к существенным задержкам в перевозке грузов, – подтверждает представитель Минпромторга.

Законтрактованный на этот год объем производства цистерн составляет 7,8 тыс. единиц, сообщили в пресс-службе Минпромторга. При координации рабочей группы вагоностроительные заводы и операторы ведут работу по заключению договоров уже и на 2025-2027 годы.

По данным «РМ Рейл», подтвержденный прогноз спроса на нефтеналивные цистерны в ближайшее время определяется на уровне 6-7 тыс. вагонов в год. Наибольший объем списания вагонов-цистерн ожидается в 2025 году – 11,7 тыс. вагонов. В ОВС приводят похожие показатели: пиковые значения темпов списания в сегменте нефтяных цистерн придутся на 2025–2027 годы с ежегодным выбытием 7-11 тыс. единиц, и 2035 год с объемом списания более 26 тыс. цистерн.

Увеличение объемов перевозок нефтеналивных грузов в восточном направлении подвержено общим законам рынка: если на груз есть спрос, растут и объемы перевозок, говорит представитель ИЦО.

– Другой вопрос, кому давать приоритет на ограниченной инфраструктуре Восточного полигона. Решение должно приниматься с точки зрения пользы для экономики в целом, но нефтяные грузы – хороший кандидат для приоритета как ценный и важный груз, дающий большой вклад в ВВП, – полагает он.

Приоритет для нефтегрузов, «несомненно», сократит возможности других грузоотправителей для вывоза их продукции, тем не менее объем нефтеналива на Восточном полигоне не так велик и не окажет серьезного влияния на другие грузы.

Напомним, в январе 2024 года первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов направил Президенту России Владимиру Путину доклад, в котором предложил ввести в рамках временных правил очередности перевозок грузов приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов. LR

Тэги: Восточный полигон, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх