Квоты на трудовых мигрантов смогут «переварить» только крупные перевозчики
26 июня 2024В небольших парках доля мигрантов достигает 70%
Министерство труда и социального развития Российской Федерации предлагает с 2025 года ограничить число трудовых мигрантов в компаниях, осуществляющих грузоперевозки «потолком» в 24%. Речь об этом идет в проекте постановления (ист.), опубликованном на сайте нормативно-правовых документов.
Инициатива о введении квот на наем сотрудников для отдельных хозяйствующих субъектов в данный момент проходит антикоррупционную экспертизу, после чего будет сделано заключение об оценке регулирующего действия и документ отправят на утверждение в кабмин. В процессе обсуждения инициатива Минтруда может быть скорректирована, но уже сейчас у представителей бизнеса, которых затронет нововведение, возникает масса вопросов.
Так или иначе, подогнать коллективы грузоперевозчиков под квоту в 24% к началу 2025 года будет довольно проблематично, считает президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», председатель комиссии по грузовому транспорту и весовому контролю при Общественном совете при Ространснадзоре Владимир Матягин. В беседе с «Логирус» спикер напомнил о жестком дефиците водителей, который на данный момент колеблется в диапазоне от 25% до 30%. Привлекать на работу водителей в нынешних условиях – задача не из легких, даже с учетом зарплатной вилки в 250 – 300 тысяч рублей в месяц. Некоторым крупным игрокам рынка из-за этого приходится открывать отделы по подбору кадров в среднеазиатских странах, так как иностранцы более охотно идут на вакансии водителей, добавил Матягин.
Кроме того, спикер считает, что дедлайн, установленный Минтрудом на начало 2025 года, достаточно экстремален.
– Чтобы требовать быстрого результата, сначала нужно подготовить почву. Как минимум, создать условия для обучения водителей. Грузовым компаниям, которые сейчас нанимают мигрантов и платят им зарплату «в белую», придется увольнять всех этих людей. Компании встанут, соответственно, будут простои и потери, – резюмировал спикер.
Иностранцы, которые будут вынуждены уволиться из грузовых компаний при условии введения квоты, останутся на рынке. И это станет подспорьем для коррупции и развития теневого рынка, считает Матягин.
Иное мнение высказали грузоперевозчики Санкт-Петербурга в региональной Торгово-промышленной палате. Председатель Комитета по транспорту и логистике Антон Кривошеев рассказал «Логирусу», что доля работающих мигрантов в предприятиях грузоперевозок города составляет не более 30%. Это преимущественно водители и сотрудники ремзоны. Местным компаниям-перевозчикам не выгодно нанимать мигрантов из-за негативного влияния качества управления транспортным средством на его техническое состояние. Кроме того, многие крупные заводы, расположенные в Санкт-Петербурге и окрестностях, ограничивают допуск мигрантов на свою территорию. Так было всегда, но особенно это актуально сейчас, когда многие заводы имеют гособоронзаказ, напомнил спикер.
– Если законопроект будет принят, то сократить число мигрантов до 24% не будет проблемой. Сделать это до 2025 года можно, планомерно заменив персонал на граждан РФ. Речь идет о грузовых парках 100-150 единиц техники. Это примерно 200 водителей и слесарей. При доле мигрантов 30% заменить предстоит всего 6 %. Это не более 15-20 человек, – поделился расчетами Антон Кривошеев.
Генеральный директор транспортной компании Dentro Игорь Илькаев, видит перспективы реализации инициативы Минтруда менее радужными для отрасли. На сегодняшний день в водительском составе Dentro 33% сотрудников из ЕАЭС. Компания активно пополняет штат за счет выходцев из Центральной Азии, в частности из Кыргызстана.
– В основном, у коллег по рынку процент граждан этой страны в штате меньше, в части категории «СЕ» по профессии «водитель-экспедитор». Поэтому подобного рода инициатива, обязующая нас снизить процент иностранных граждан, скажется на компании весьма непозитивно, – считает Илькаев.
Вероятность ухода рынка в «серую зону» эксперт оценивает, как крайне малую. Он объясняет это тем, что за рулем должен сидеть человек с «чистыми» бумагами, т.е. имеющий все документы и разрешения на право управлять транспортным средством. В связи с этим дефицит водителей будет снова усугубляться, сначала через повышение заработных плат, что повлечет увеличение стоимости перевозки, а затем это приведет к простою грузовых парков. По словам Игоря Илькаева, на начало 2023 года, по оценкам рынка, простой грузовой техники доходил до 15%. В 2024 году показатель несколько скорректировался до 5-7% за счет водителей-экспедиторов из Средней Азии.
Если крупные предприятия-грузоперевозчики еще смогут себе позволить нивелировать негативный эффект от введения квот, то малый бизнес понесет большие издержки, предупреждает совладелец компании грузоперевозок «Мастор» Михаил Бирюков с парком техники в 50 машин. Доля мигрантов на его предприятии доходит до отметки 70%. Заменить такое количество иностранцев будет нереально, уверен собеседник «Логируса». Компании придется значительно сократить количество машин на линии, или же вовсе прекратить работу.
– У нас машины не новые, они с небольшой кабиной. Нашего водителя на рынке и так почти нет. В том, что пытаются таким способом снизить число мигрантов, есть определенная логика, но проблема в том, что это не самая престижная профессия. Местные жители в нее идут неохотно. Чтобы изменилось отношение, нужна системная работа, глобальное перестроение, – рассказал совладелец компании.
Проблемным моментом все собеседники «Логируса» считают правило выдачи прав категории «Е». В данный момент для работы с грузовым транспортом нужно иметь стаж в один год на категории «С». Если изменить это условие, на рынок может прийти много россиян.
Напомним, за первый квартал 2024 года компании опубликовали на 61% больше вакансий в сфере грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для привлечения персонала работодатели повышают заработную плату, больше всех водителям платят в Чечне, Магадане и Кабардино-Балкарии. LR
Фото: imghub.ru
История вопроса
Майские цены на грузоперевозки по стране взяли новый ценовой барьер
Самые высокие зарплаты водителям предлагают в Чечне, Магадане и Кабардино-Балкарии
При этом в документе оговаривается, что для некоторых регионов РФ лимиты будут иными. К примеру, брать на работу сотрудников без российского паспорта грузоперевозчики в Краснодарском крае вообще не смогут. Для этого региона законопроектом предусмотрена нулевая квота. В сфере транспортировки и хранения предпринимателям Кубани разрешено будет нанимать до 15% мигрантов. В Красноярском крае условия также будут отличаться от общих: предел числа иностранцев в штате грузоперевозчиков будет составлять 20%. В Магаданской области, наоборот, предлагают сделать квоту больше и разрешить брать на работу до 30% иностранцев.Майские цены на грузоперевозки по стране взяли новый ценовой барьер
Самые высокие зарплаты водителям предлагают в Чечне, Магадане и Кабардино-Балкарии
Инициатива о введении квот на наем сотрудников для отдельных хозяйствующих субъектов в данный момент проходит антикоррупционную экспертизу, после чего будет сделано заключение об оценке регулирующего действия и документ отправят на утверждение в кабмин. В процессе обсуждения инициатива Минтруда может быть скорректирована, но уже сейчас у представителей бизнеса, которых затронет нововведение, возникает масса вопросов.
Так или иначе, подогнать коллективы грузоперевозчиков под квоту в 24% к началу 2025 года будет довольно проблематично, считает президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», председатель комиссии по грузовому транспорту и весовому контролю при Общественном совете при Ространснадзоре Владимир Матягин. В беседе с «Логирус» спикер напомнил о жестком дефиците водителей, который на данный момент колеблется в диапазоне от 25% до 30%. Привлекать на работу водителей в нынешних условиях – задача не из легких, даже с учетом зарплатной вилки в 250 – 300 тысяч рублей в месяц. Некоторым крупным игрокам рынка из-за этого приходится открывать отделы по подбору кадров в среднеазиатских странах, так как иностранцы более охотно идут на вакансии водителей, добавил Матягин.
Кроме того, спикер считает, что дедлайн, установленный Минтрудом на начало 2025 года, достаточно экстремален.
– Чтобы требовать быстрого результата, сначала нужно подготовить почву. Как минимум, создать условия для обучения водителей. Грузовым компаниям, которые сейчас нанимают мигрантов и платят им зарплату «в белую», придется увольнять всех этих людей. Компании встанут, соответственно, будут простои и потери, – резюмировал спикер.
Иностранцы, которые будут вынуждены уволиться из грузовых компаний при условии введения квоты, останутся на рынке. И это станет подспорьем для коррупции и развития теневого рынка, считает Матягин.
Иное мнение высказали грузоперевозчики Санкт-Петербурга в региональной Торгово-промышленной палате. Председатель Комитета по транспорту и логистике Антон Кривошеев рассказал «Логирусу», что доля работающих мигрантов в предприятиях грузоперевозок города составляет не более 30%. Это преимущественно водители и сотрудники ремзоны. Местным компаниям-перевозчикам не выгодно нанимать мигрантов из-за негативного влияния качества управления транспортным средством на его техническое состояние. Кроме того, многие крупные заводы, расположенные в Санкт-Петербурге и окрестностях, ограничивают допуск мигрантов на свою территорию. Так было всегда, но особенно это актуально сейчас, когда многие заводы имеют гособоронзаказ, напомнил спикер.
– Если законопроект будет принят, то сократить число мигрантов до 24% не будет проблемой. Сделать это до 2025 года можно, планомерно заменив персонал на граждан РФ. Речь идет о грузовых парках 100-150 единиц техники. Это примерно 200 водителей и слесарей. При доле мигрантов 30% заменить предстоит всего 6 %. Это не более 15-20 человек, – поделился расчетами Антон Кривошеев.
Генеральный директор транспортной компании Dentro Игорь Илькаев, видит перспективы реализации инициативы Минтруда менее радужными для отрасли. На сегодняшний день в водительском составе Dentro 33% сотрудников из ЕАЭС. Компания активно пополняет штат за счет выходцев из Центральной Азии, в частности из Кыргызстана.
– В основном, у коллег по рынку процент граждан этой страны в штате меньше, в части категории «СЕ» по профессии «водитель-экспедитор». Поэтому подобного рода инициатива, обязующая нас снизить процент иностранных граждан, скажется на компании весьма непозитивно, – считает Илькаев.
Вероятность ухода рынка в «серую зону» эксперт оценивает, как крайне малую. Он объясняет это тем, что за рулем должен сидеть человек с «чистыми» бумагами, т.е. имеющий все документы и разрешения на право управлять транспортным средством. В связи с этим дефицит водителей будет снова усугубляться, сначала через повышение заработных плат, что повлечет увеличение стоимости перевозки, а затем это приведет к простою грузовых парков. По словам Игоря Илькаева, на начало 2023 года, по оценкам рынка, простой грузовой техники доходил до 15%. В 2024 году показатель несколько скорректировался до 5-7% за счет водителей-экспедиторов из Средней Азии.
Если крупные предприятия-грузоперевозчики еще смогут себе позволить нивелировать негативный эффект от введения квот, то малый бизнес понесет большие издержки, предупреждает совладелец компании грузоперевозок «Мастор» Михаил Бирюков с парком техники в 50 машин. Доля мигрантов на его предприятии доходит до отметки 70%. Заменить такое количество иностранцев будет нереально, уверен собеседник «Логируса». Компании придется значительно сократить количество машин на линии, или же вовсе прекратить работу.
– У нас машины не новые, они с небольшой кабиной. Нашего водителя на рынке и так почти нет. В том, что пытаются таким способом снизить число мигрантов, есть определенная логика, но проблема в том, что это не самая престижная профессия. Местные жители в нее идут неохотно. Чтобы изменилось отношение, нужна системная работа, глобальное перестроение, – рассказал совладелец компании.
Проблемным моментом все собеседники «Логируса» считают правило выдачи прав категории «Е». В данный момент для работы с грузовым транспортом нужно иметь стаж в один год на категории «С». Если изменить это условие, на рынок может прийти много россиян.
Напомним, за первый квартал 2024 года компании опубликовали на 61% больше вакансий в сфере грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для привлечения персонала работодатели повышают заработную плату, больше всех водителям платят в Чечне, Магадане и Кабардино-Балкарии. LR
Фото: imghub.ru
Тэги: кадры, законодательство, Мастор, Dentro, Грузавтотранс
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости