Имея претензии к Volkswagen, российский ГАЗ частично остался доволен решением суда

9 июля 2024

Заключенный в 2017 году и не расторгнутый до сих пор договор о поставке двигателей де-факто не исполняется с 2022 года

Имея претензии к Volkswagen, российский ГАЗ частично остался доволен решением суда

Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил иск Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) к структурам немецкого автоконцерна Volkswagen на ₽16,9 млрд, сообщает «Интерфакс».

– Суд определил частично взыскать с Volkswagen в пользу АО «ГАЗ» ₽16,908 млрд, €40 тыс. долга, – передает ТАСС решение судьи Алены Главинской.

В апреле 2023 года ГАЗ подал иск к Volkswagen на сумму ₽28,4 млрд, в том числе взыскание ущерба - ₽2,5 млрд инвестиций в подготовку производства автомобилей с двигателями Volkswagen и ₽5,2 млрд компенсации претензий дистрибьютеров в связи с непоставкой таких машин, а также взыскание ₽20,7 млрд упущенной выгоды из-за срыва серийного производства авто, сообщает «Коммерсантъ».

К судебному спору привели разногласия сторон в оценке категории рамочного договора между ними о поставке двигателей производства Volkswagen. Заключенный в 2017 году и не расторгнутый до сих пор договор де-факто не исполняется с 2022 года.

В рамках соглашения «ГАЗ» подготовил производство автомобилей, которые должны были оснащаться двигателями Volkswagen, выпустил небольшое их количество и производил их доработку. По информации представителя «ГАЗа» в суде, автозавод в 2021 году планировал начать коммерческие продажи машин этой модификации, но Volkswagen не полностью выполнил заявку автозавода на двигатели, а с 2022 года поставки прекратились совсем.

Представитель ответчика указал, что эксперт рассчитал неполученную выгоду, тогда как должна быть рассчитана недополученная выгода; исключил из расчета средней себестоимости произведенные заводом автомобили с двигателем Volkswagen, то есть учел лишь «нерелевантные» модификации; не представил оценку спроса на автомобили с двигателем Volkswagen; привел в расчете «гипотетическое» резко возросшее количество двигателей, которое понадобилось бы автозаводу в 2022 году.

Представитель истца пояснил суду, что себестоимость автомобилей с двигателем Volkswagen производства «Горьковского автозавода» рассчитать невозможно, так как серийный выпуск не был начат, и эксперт оценивал среднюю себестоимость иных машин, выпущенных заводом. Рост числа запрошенных в заявке 2022 года двигателей был связан с завершением подготовки производства и планами запуска автомобилей в серию.

Ссылаясь на швейцарское право, Volkswagen настаивал, что заключенный договор не обязывает концерн поставлять двигатели без подтвержденных обеими сторонами заявок. «ГАЗ», также ссылаясь на заключение эксперта по швейцарскому праву, уверял, что нормами этого права предусмотрена обязанность поставщика исполнять односторонние заявки покупателя в рамках рамочного договора.

Кроме того, Volkswagen не признавал право «ГАЗа» взыскивать ущерб от инвестирования в производство в рамках сотрудничества, обращая внимание суда на то, что обязательство подготовить сборочное производство было изначально предусмотрено договором.

«ГАЗ» и Volkswagen в августе 2022 года расторгли соглашение о контрактной сборке, немецкий концерн выплатил российскому партнеру ₽4 млрд. На «ГАЗе» заявляли о намерении "обеспечить альтернативную загрузку" освободившихся мощностей.

В 2023 году «ГАЗ» подал к Volkswagen иск о признании расторжения соглашения незаконным и взыскании ₽15,6 млрд ущерба от прекращения сотрудничества. Второй иск, поданный «ГАЗом», содержал требования уже на ₽28,4 млрд. Volkswagen не признал претензии об упущенной выгоде и ущербе, считая, что договор между сторонами не влечет обязательства поставки двигателей.

В споре о законности формального прекращения контрактной сборки стороны пришли к мировому соглашению. Требование взыскать убыток в ₽15,6 млрд было выделено в отдельное производство, но после мирового соглашения «ГАЗ» от этого иска отказался. Оба дела слушались в закрытом режиме.

«ГАЗ» в ходе судебных разбирательств просил суд в рамках обеспечительных мер арестовать имущество Volkswagen в России – завод в Калужской области, а также оборудование, доли в российских дочерних и подконтрольных обществах. Ненадолго российскому автопроизводителю удалось этого добиться, но уже вскоре ограничения были сняты.

В российском представительстве Volkswagen заявляли, что соглашение о контрактной сборке расторгалось сторонами в 2022 году по итогам «всесторонних и глубоко содержательных переговоров», на обоюдно выгодных условиях.

До марта 2022 года на площадке «Горьковского автозавода» собирались модели Skoda (Octavia, Karoq, Kodiaq) и Volkswagen Taos.

Volkswagen владел заводом, расположенным в индустриальном парке «Грабцево» в Калуге. Производственная мощность - 225 тыс. автомобилей в год.

Напомним, в конце мая 2023 года «Арт-Финанс» завершил сделку по приобретению активов Volkswagen в РФ. Сделка была согласована по цене до €125 млн. LR

Тэги: Volkswagen, ГАЗ, судебные споры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх