Авиакомпании из РФ претендуют на рекордные «керосиновые выплаты»
16 января 2023По итогам 2022 года выплаты по демпферу оказались больше антикризисной субсидии
Компании получат около 100 млрд рублей из бюджета по итогам 2022 года в качестве частичной компенсации расходов на керосин. Авиаперевозчикам компенсируется 65% разницы между экспортной стоимостью топлива и его фиксированной оптовой ценой в РФ: 55,9 тыс. рублей за тонну в 2022 году, пишет «Коммерсантъ».
За весь год компании могут получить 95,4 млрд рублей в виде выплат по демпферу за авиакеросин плюс еще 16,3 млрд рублей в виде обратного акциза на керосин (установлен на уровне 2,8 тыс. рублей за тонну), полагает старший консультант ИГ «Петромаркет» Константин Квон.
По расчетам транспортного аналитика Елены Сахновой, только по демпферу перевозчикам полагается 118 млрд рублей. Рекордным месяцем стал март, когда на фоне резкого ослабления рубля к доллару и подорожания керосина в Европе выплаты составили 20 млрд рублей.
В апреле компенсация снизилась до 12 млрд рублей и к концу лета – до 11 млрд рублей в месяц, в осенние месяцы выплата сократилась с 8 млрд до 5 млрд рублей. Самые низкие поступления по демпферу пришлись на декабрь (4 млрд рублей) из-за снижения цен на нефть.
По данным ФАС, экспортная альтернатива для керосина, которая служит для расчета демпфера, в декабре снизилась до 68 тыс. рублей за тонну против 71,5 тыс. рублей в ноябре и 142 тыс. рублей на пике в марте.
В итоге, выплаты по демпферу оказались больше антикризисной субсидии авиакомпаниям в 100 млрд рублей и сопоставимы с общим объемом федеральных субсидий авиакомпаниям в 2022 году (146,8 млрд рублей, в том числе 19,5 млрд рублей компенсаций за отмененные рейсы).
Демпфер на авиакеросин ввели в августе 2019 года, но заработал механизм только с сентября 2021 года, когда экспортная цена топлива превысила условный средний уровень цен на внутреннем рынке. За сентябрь-декабрь 2021 года перевозчики получили лишь около 8 млрд рублей по демпферу. Оптовые цены на авиакеросин в 2022 году в России выросли примерно на 20%, до 69,5 тыс. рублей за тонну, судя по данным биржи СПбМТСБ.
Уровень условной внутренней цены ежегодно повышается на 5% и с 2023 года увеличился до 58,7 тыс. рублей за тонну, что уменьшит объем компенсаций по демпферу. В 2021 году в АЭВТ просили зафиксировать внутреннюю цену в формуле демпфера, но правительство это не поддержало. Предложение считают по-прежнему актуальным в «Аэрофлоте».
– Считаем, что заложенный рост порогового значения на 5% представляется чрезмерным, в текущих условиях целесообразно сохранить уровень демпфера 2022 года и на 2023 год. Необходимо, чтобы демпфер продолжал обеспечивать защиту авиакомпаний от дорогого авиакеросина в будущем, особенно в ситуации высокой волатильности цен, подчеркнули в компании, признавая, что «механизм обеспечил значительную поддержку отрасли в ситуации резкого роста цен на керосин 2022 года, – констатировали в «Аэрофлоте».
Ранее там говорили, что расходы на топливо составляют треть себестоимости перевозки.
Компенсация по демпферу, полагают в Smartavia, остается актуальной в 2023 году как «противовес тому, что цены на авиакеросин продолжают оставаться на исторических максимумах». Елена Сахнова утверждает, что демпфер компенсирует лишь две трети роста цен на авиакеросин.
Прочие компании отметили, что размер субсидии по демпферу в 2022 году следует рассматривать «в сопоставлении с растущими издержками как на топливо, так и на другие статьи расходов».
Напомним, Правительство скорректировало демпферный механизм на 2023-2025 годы. Благодаря этому только в 2023 году казна должна получить от этого решения 212 млрд рублей. LR
История вопроса
Бензиновый демпфер ушел в отрицательную зону, чего не скажешь о дизельном
Эксперт: массовые задержки авиарейсов не отразятся на доставке грузов
По данным «Петромаркета», в среднем за 2022 год авиакомпании ежемесячно потребляли 450 тыс. тонн керосина, заправленного в российских аэропортах.Бензиновый демпфер ушел в отрицательную зону, чего не скажешь о дизельном
Эксперт: массовые задержки авиарейсов не отразятся на доставке грузов
За весь год компании могут получить 95,4 млрд рублей в виде выплат по демпферу за авиакеросин плюс еще 16,3 млрд рублей в виде обратного акциза на керосин (установлен на уровне 2,8 тыс. рублей за тонну), полагает старший консультант ИГ «Петромаркет» Константин Квон.
По расчетам транспортного аналитика Елены Сахновой, только по демпферу перевозчикам полагается 118 млрд рублей. Рекордным месяцем стал март, когда на фоне резкого ослабления рубля к доллару и подорожания керосина в Европе выплаты составили 20 млрд рублей.
В апреле компенсация снизилась до 12 млрд рублей и к концу лета – до 11 млрд рублей в месяц, в осенние месяцы выплата сократилась с 8 млрд до 5 млрд рублей. Самые низкие поступления по демпферу пришлись на декабрь (4 млрд рублей) из-за снижения цен на нефть.
По данным ФАС, экспортная альтернатива для керосина, которая служит для расчета демпфера, в декабре снизилась до 68 тыс. рублей за тонну против 71,5 тыс. рублей в ноябре и 142 тыс. рублей на пике в марте.
В итоге, выплаты по демпферу оказались больше антикризисной субсидии авиакомпаниям в 100 млрд рублей и сопоставимы с общим объемом федеральных субсидий авиакомпаниям в 2022 году (146,8 млрд рублей, в том числе 19,5 млрд рублей компенсаций за отмененные рейсы).
Демпфер на авиакеросин ввели в августе 2019 года, но заработал механизм только с сентября 2021 года, когда экспортная цена топлива превысила условный средний уровень цен на внутреннем рынке. За сентябрь-декабрь 2021 года перевозчики получили лишь около 8 млрд рублей по демпферу. Оптовые цены на авиакеросин в 2022 году в России выросли примерно на 20%, до 69,5 тыс. рублей за тонну, судя по данным биржи СПбМТСБ.
Уровень условной внутренней цены ежегодно повышается на 5% и с 2023 года увеличился до 58,7 тыс. рублей за тонну, что уменьшит объем компенсаций по демпферу. В 2021 году в АЭВТ просили зафиксировать внутреннюю цену в формуле демпфера, но правительство это не поддержало. Предложение считают по-прежнему актуальным в «Аэрофлоте».
– Считаем, что заложенный рост порогового значения на 5% представляется чрезмерным, в текущих условиях целесообразно сохранить уровень демпфера 2022 года и на 2023 год. Необходимо, чтобы демпфер продолжал обеспечивать защиту авиакомпаний от дорогого авиакеросина в будущем, особенно в ситуации высокой волатильности цен, подчеркнули в компании, признавая, что «механизм обеспечил значительную поддержку отрасли в ситуации резкого роста цен на керосин 2022 года, – констатировали в «Аэрофлоте».
Ранее там говорили, что расходы на топливо составляют треть себестоимости перевозки.
Компенсация по демпферу, полагают в Smartavia, остается актуальной в 2023 году как «противовес тому, что цены на авиакеросин продолжают оставаться на исторических максимумах». Елена Сахнова утверждает, что демпфер компенсирует лишь две трети роста цен на авиакеросин.
Прочие компании отметили, что размер субсидии по демпферу в 2022 году следует рассматривать «в сопоставлении с растущими издержками как на топливо, так и на другие статьи расходов».
Напомним, Правительство скорректировало демпферный механизм на 2023-2025 годы. Благодаря этому только в 2023 году казна должна получить от этого решения 212 млрд рублей. LR
Тэги: топливо, демпфер, авиаперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости