Сроки ввода на Восточном полигоне либо сдвинут, либо попросят доплатить

10 марта 2023

Одним из источников дополнительного финансирования может быть инвесттариф для грузоотправителей на Ванино

Сроки ввода на Восточном полигоне либо сдвинут, либо попросят доплатить

Ведомства не выработали единой политики по поводу предложенной ОАО «РЖД» корректировки мероприятий второго этапа модернизации БАМа и Транссиба. Речь идет о переносе ввода 14 объектов на участках «Комсомольск-Сортировочный – Ванино» и «Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный» с 2024 на 2025 год. Результатом станет снижение номинальной провозной способности на 24 млн тонн, сообщает «РБК». В РЖД декларируют менее значительное номинальной провозной способности – на 8,6 млн тонн.

Грузоотправителям на порт Ванино предложено перенаправить потоки на погранпереход «Нижнеленинское – Тунцзян» и порты Транссиба, против чего выступал Совет потребителей ОАО «РЖД».

Из протокола совещания у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова стало известно: за предложения «РЖД» высказались Минтранс, Минэкономики и ФАС, а Минэнерго и Минстрой – против. Вторую часть предложений – перенос электрификации этих двух участков на 2028 год, финансовый эффект от которого Совет потребителей ранее оценивал в 107 млрд рублей поддержали все ведомства.

Минтрансу, Минстрою и ОАО «РЖД» поручено дополнительно рассмотреть перенос 14 объектов на 2025 год. Если это невозможно, предлагается обсудить возможность введения инвестиционного тарифа (размер которого не уточняется) для грузоотправителей на Ванино.

В 2021 году рассматривался вариант, при котором ОАО «РЖД» расширит инфраструктуру БАМа на 332,6 млрд рублей, обеспечивая вывоз 16,6 млн тонн продукции «Эльгаугля», и привлечет на это 188 млрд рублей средств из ФНБ. Для окупаемости вложений из ФНБ в проект хотели заложить инвесттариф от 692 рублей на тонну для якутских грузоотправителей.

Источник среди грузоотправителей недоволен возникающим неравноправием: получается, что среди всех грузоотправителей, финансирующих расширение БАМа за счет тарифа и надбавок, выделяется группа (те, кто отгружает на Ванино), от которых требуют дополнительно платить именно за те мероприятия, которые изначально были включены во второй этап.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что контроль, в том числе со стороны вице-премьера Марата Хуснуллина, вынуждает ОАО «РЖД» более ответственно выполнять свои обязательства по строительству и вводу конкретных объектов на БАМе и Транссибе, а не только в части провозной способности, на которую влияет ряд дополнительных факторов. Однако побочным следствием ужесточения контроля стало изменение приоритетов монополии: фокус внимания и ресурсы направляются на те объекты, которые с большей вероятностью можно завершить в срок, а не на те, которые оказывают влияние на провозную способность.

Что касается инвесттарифа, логика в этом предложении очевидна, однако грузоотправители вряд ли на это пойдут в условиях неопределенности со сроками строительства других объектов Восточного полигона и без гарантий доставки груза по маршруту в целом, а не на конкретном участке. Грузоотправители будут опасаться, что даже если объекты, за которые они заплатят инвесттариф, будут построены, из-за этого могут не завершить другие и на инфраструктуре появится новое узкое место.

Например, сроки строительства второй очереди БАМа и Транссиба могут быть пересмотрены. За горизонт 2024 года в этом случае будет сдвинут ввод в эксплуатацию 88 объектов. LR

Тэги: Восточный полигон, БАМ, Транссиб, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх