«РЖД» предлагают сделать ставку на БАМ, а грузоотправители не согласны

29 января 2024

Бизнес считает более целесообразным заметно увеличить вложения в Транссиб и выходы на него

«РЖД» предлагают сделать ставку на БАМ, а грузоотправители не согласны

ОАО «РЖД» оценивает третий этап расширения БАМа и Транссиба в ₽2,68 трлн, сообщает «Коммерсантъ».

Первый этап расширения Восточного полигона завершен, второй заканчивается в 2024-м году. Третий разделен на три подэтапа. Первый – увеличение провозной способности до 197 млн тонн под грузы Якутии, прежде всего Эльгинского месторождения. Второй – до 210 млн тонн к 2030 году в основном под грузы Центральной России, Урала и Западной Сибири. Третий – до 255 млн тонн к 2032 году со строительством дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур. Этот этап «БТС-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанк предлагают реализовывать через EPCF-контракт. Последняя оценка трех подэтапов составляет ₽2,18 трлн.

Строительство второго Северомуйского тоннеля «РЖД» оценивает в ₽307 млрд, Кодарского – в ₽36 млрд, Кузнецовского – в ₽61 млрд, моста через Амур – в ₽47 млрд. При этом предусмотрено и развитие обхода Северомуйского тоннеля за ₽60,3 млрд, которое ранее было альтернативой.

Основные инвестиции в версии монополии предусмотрены в восточный БАМ – от Тынды до портов Ванино-Совгаванского узла.

Туда планируется вложить порядка ₽1,3 трлн, около 70% которых уйдут на сплошные вторые пути от Улака до Комсомольска. На линейное строительство западного участка от Тайшета до Тынды – вторые пути и двухпутные вставки – приходится чуть менее половины инвестиций в ₽1,1 трлн. Около ₽400 млрд – это тоннели и их обходы, еще около ₽60 млрд планируют потратить на строительство обхода станции Тайшет.

Участвующая в обсуждении рабочая группа Владимира Рашевского (до 2020 года возглавлял СУЭК), несмотря на то что СУЭК владеет крупным специализированным угольным терминалом в Ванино, предлагает существенно – примерно на ₽300 млрд – сократить вложения в участок Тында-Ванино, отказавшись от сплошного двухпутного строительства и дублера Кузнецовского тоннеля. На западном участке предполагается еще большее сокращение затрат: не строить Северомуйский тоннель, ограничившись его обходом, отказаться от обхода Тайшета и реконструкции станций.

Грузоотправители настаивают на резком увеличении инвестиции в Транссиб, на которые ОАО «РЖД» планирует выделить лишь всего 10% от всех вложений в третий этап.

Рабочая группа Рашевского предлагает включить в расширение Транссиба дорогостоящее строительство обхода Хабаровского узла (более ₽240 млрд), построить дополнительные станции и разгонные пути, увеличив бюджет стройки на Транссибе более чем в два раза, примерно до ₽600 млрд. В «Кузбассразрезугле» (КРУ) советуют расширить участок «Иркутск-Слюдянка» и построить обход участка «Смоляниново-Находка», что в общей сложности будет стоить более ₽500 млрд.

Группа Владимира Рашевского также считает нужным заметно увеличить инвестиции в смычку БАМа и Транссиба Комсомольск-Волочаевка, направив туда порядка ₽270 млрд вместо менее ₽50 млрд, о которых говорят в монополии.

В рамках БАМа-3 рабочая группа Рашевского предполагает ограничиться достижением более скромной провозной способности, чем «РЖД», – 228 млн тонн вместо 255 млн тонн. Однако, по ее оценкам, это обойдется почти на ₽600 млрд дешевле.

В ОАО «РЖД», по словам собеседника издания, считают, что строительство двухпутных вставок вместо сплошных вторых путей, равно как и отказ от Кузнецовского тоннеля, не позволит обеспечить желаемую пропускную способность. Северомуйский тоннель так и останется узким местом, и отказываться от строительства второго тоннеля «недопустимо». Поэтому в ОАО РЖД полагают, что в реальности разница в стоимости между двумя планами не превысит ₽180 млрд.

Напомним, ранее Президент России Владимир Путин заявил, что модернизация Восточного полигона должна проходить с учетом резерва мощности. LR

Тэги: Восточный полигон, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх