Российские банки сворачивают сети
25 июля 2023По состоянию на 1 июля, по стране действует чуть больше 24 000 отделений
В мае закрылся 191 филиал различных банков. По статистике ЦБ, это самое большое сокращение с сентября 2022 года, когда их число уменьшилось на 486. Всего за прошлый год и I-й квартал 2023-го количество офисов финорганизаций сократилось примерно на 6%, сообщили «Известия».
Пресс-служба Центробанка пояснила: в 2021 году в России свыше 75% населения использовали дистанционный доступ к счетам, в 2022-м – уже почти 80%, и продолжает расти.
Число точек кредитной организации зависит от ее целевой бизнес-модели и цифровой зрелости. Например, в период с 2020 по 2022 год количество отделений финорганизаций сократилось на 11,5%.
С начала года Почта Банк сократил 41 дополнительный офис, «Ак Барс» – 23, ОТП Банк – 26, а «Ренессанс Кредит» – 15. Исключением из этого тренда стал Альфа-банк, который с начала года увеличил число отделений на 99 – до 1 018 – в рамках активной экспансии на розничный рынок.
– Половина всех банковских офисов в России приходится на Сбербанк, который регулярно проводит аудит своей «сетки» и непрерывно ведет работу по ее оптимизации, – отметил старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.
Если у кредитной организации много клиентов-физлиц, ему просто необходимы сокращение сети филиалов и перевод как можно большего числа услуг в онлайн, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. В противном случае офисы рискуют стать низкорентабельными из-за арендной платы и содержания большого штата сотрудников.
Когда кредитная организация обслуживает в основном юрлиц, возможно, в ближайшее время ей необязательно проводить цифровизацию в ускоренных темпах.
Сокращение филиалов перекрывается появлением точек облегченных форматов на селе, добавили в пресс-службе ЦБ. Число почтовых отделений, где люди могут открыть банковский счет, снять и внести наличные, за 2022-й и I-й квартал 2023-го выросло почти на 23%.
Развивается сервис «наличные на кассе» в магазинах и на заправках, также увеличивается количество мест, в которые приезжают передвижные пункты кассовых операций, отметили в Центробанке. Кроме того, регулятор работает над тем, чтобы в отдаленных и малонаселенных территориях – там, где это возможно, – офисы кредитных организаций все-таки сохранялись.
На рынке есть финансовые продукты, которые требуют более сложного консультирования и правил взаимодействия с клиентом, напомнили в пресс-службе ОТП Банка. Зачастую это возможно сделать только в точках присутствия. Поэтому некоторые отделения трансформируются из офисов продаж в места консультирования и обучения диджитал-процессам.
Например, около 70% операций по открытию счета или депозита, а также обмена валюты традиционно осуществляются именно в филиалах, отметили в пресс-службе банка «Русский стандарт». Большинство клиентов в таких случаях предпочитают личное присутствие в офисе кредитной организации.
Тенденция сокращения филиалов будет происходить из-за дальнейшей консолидации банковских групп, поглощения крупными игроками небольших региональных или специализированных финорганизаций, а также в связи с уходом иностранных игроков.
Когда цифровой рубль начнет массовое хождение внутри России, тренд на сокращение сети станет заметен еще сильнее, уверена Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. С учетом развития государственных цифровых валют появляется вероятность, что в течение 10-15 лет все банковские услуги будут предоставляться клиентам исключительно онлайн.
Напомним, ранее Центробанк поддержал разработанный Минфином законопроект об открытии в РФ филиалов иностранных дружественных кредитных организаций. Для этого им придется получить соответствующую аккредитацию. LR
История вопроса
Простой электронный ключ от цифровых рублей бизнесу вручат только лично
Второй «санкционный хук» пришелся на промышленный сектор и импорт
Это вызвано цифровизацией и тем, что доля населения с дистанционным доступом к банковским счетам превысила 80%. Еще большего сокращения количества офисов следует ждать после запуска цифрового рубля.Простой электронный ключ от цифровых рублей бизнесу вручат только лично
Второй «санкционный хук» пришелся на промышленный сектор и импорт
Пресс-служба Центробанка пояснила: в 2021 году в России свыше 75% населения использовали дистанционный доступ к счетам, в 2022-м – уже почти 80%, и продолжает расти.
Число точек кредитной организации зависит от ее целевой бизнес-модели и цифровой зрелости. Например, в период с 2020 по 2022 год количество отделений финорганизаций сократилось на 11,5%.
С начала года Почта Банк сократил 41 дополнительный офис, «Ак Барс» – 23, ОТП Банк – 26, а «Ренессанс Кредит» – 15. Исключением из этого тренда стал Альфа-банк, который с начала года увеличил число отделений на 99 – до 1 018 – в рамках активной экспансии на розничный рынок.
– Половина всех банковских офисов в России приходится на Сбербанк, который регулярно проводит аудит своей «сетки» и непрерывно ведет работу по ее оптимизации, – отметил старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.
Если у кредитной организации много клиентов-физлиц, ему просто необходимы сокращение сети филиалов и перевод как можно большего числа услуг в онлайн, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. В противном случае офисы рискуют стать низкорентабельными из-за арендной платы и содержания большого штата сотрудников.
Когда кредитная организация обслуживает в основном юрлиц, возможно, в ближайшее время ей необязательно проводить цифровизацию в ускоренных темпах.
Сокращение филиалов перекрывается появлением точек облегченных форматов на селе, добавили в пресс-службе ЦБ. Число почтовых отделений, где люди могут открыть банковский счет, снять и внести наличные, за 2022-й и I-й квартал 2023-го выросло почти на 23%.
Развивается сервис «наличные на кассе» в магазинах и на заправках, также увеличивается количество мест, в которые приезжают передвижные пункты кассовых операций, отметили в Центробанке. Кроме того, регулятор работает над тем, чтобы в отдаленных и малонаселенных территориях – там, где это возможно, – офисы кредитных организаций все-таки сохранялись.
На рынке есть финансовые продукты, которые требуют более сложного консультирования и правил взаимодействия с клиентом, напомнили в пресс-службе ОТП Банка. Зачастую это возможно сделать только в точках присутствия. Поэтому некоторые отделения трансформируются из офисов продаж в места консультирования и обучения диджитал-процессам.
Например, около 70% операций по открытию счета или депозита, а также обмена валюты традиционно осуществляются именно в филиалах, отметили в пресс-службе банка «Русский стандарт». Большинство клиентов в таких случаях предпочитают личное присутствие в офисе кредитной организации.
Тенденция сокращения филиалов будет происходить из-за дальнейшей консолидации банковских групп, поглощения крупными игроками небольших региональных или специализированных финорганизаций, а также в связи с уходом иностранных игроков.
Когда цифровой рубль начнет массовое хождение внутри России, тренд на сокращение сети станет заметен еще сильнее, уверена Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. С учетом развития государственных цифровых валют появляется вероятность, что в течение 10-15 лет все банковские услуги будут предоставляться клиентам исключительно онлайн.
Напомним, ранее Центробанк поддержал разработанный Минфином законопроект об открытии в РФ филиалов иностранных дружественных кредитных организаций. Для этого им придется получить соответствующую аккредитацию. LR
Тэги: банки, цифровизация, стратегия развития
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости