МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном наполнят цифровым содержанием

11 октября 2023

Судя по параметрам госзакупки, здесь будет оборудован интеллектуальный пункт пропуска

МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном наполнят цифровым содержанием

ФГКУ «Росгранстрой» планирует разработать интегрированную систему пропуска (ИСП) для пересечения государственной границы России с Азербайджаном через автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Яраг-Казмаляр» в Дагестане, пишут «Ведомости».

Исполнять закупку будет подведомственная Минтрансу организация «Защитаинфотранс» в форме запроса котировок. Начальная цена процедуры составляла 300 млн рублей, однако, по итогам торгов, создание ИСП обойдется «Росгранстрою» в 227 млн рублей.

В документах закупки указано, что система автоматизирует процесс сбора данных при проезде транспортных средств через МАПП «Яраг-Казмаляр» и упростит информационное взаимодействие, снижая финансовые и трудовые затраты. ИСП будет отвечать за сбор, обработку, анализ и хранение фотоматериалов, данных номерных знаков автомобилей, весогабаритных данных грузовых транспортных средств и результатов контроля.

Кроме того, ИСП будет отслеживать плотность движения и время прохождения трансопртных средств, а также предоставлять собранные данные в информационные системы заинтересованных ведомств, среди которых «Росгранстрой», Федеральная таможенная служба, пограничная служба Федеральной службы безопасности, Министерство транспорта и другие отраслевые ведомства.

Согласно информации, опубликованной 30 июня 2023 года, «Росгранстрой» также провел закупку на разработку ИСП для МАПП «Чернышевское» в Калининградской области. Но вскоре она была отменена заказчиком из-за введения Европейским союзом санкций против России, включающих запрет на проезд российских грузовиков через границу и ограничения на экспорт и импорт определенных товаров.

Также для оптимизации контроля и обеспечения безопасности на границе, «Росгранстрой» провел закупки на дополнительное инспекционно-досмотровое оборудование для других МАПП: «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, «Петухово» на границе с Казахстаном и «Забайкальск» на границе с Китаем.

По словам экспертов, разработка и установка дополнительных IT-решений на государственных границах в указанных направлениях связана с ростом грузопотоков.

– В частности, установка ИСП связана с растущим спросом на грузоперевозки через Азербайджан, – объясняет директор бизнес-юнита «ПЭК:Global» логистической компании ПЭК Антон Буянов.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что ранее «Яраг-Казмаляр «использовался в основном для доставки сельскохозяйственной продукции из Турции. Однако сегодня основной груз составляют товары широкого ассортимента, доставляемые через Турцию из-за политических ограничений на торговлю с Россией.

Данные от госкомитета статистики Азербайджана указывают на рост официального импорта из страны в Россию. В 2020 году этот показатель составил $1,96 млрд, а в 2021 году вырос до $2,07 млрд. Согласно оценке Гришунина, грузопоток с Азербайджаном в 2022 году, учитывая транзитные и параллельные импортные объемы, увеличился на 22% и достиг $9 млрд. Он также предполагает, что в 2023 году грузопоток может увеличиться еще на 10-15%.

МАПП «Яраг-Казмаляр» является крупнейшим пунктом пропуска на границе между Россией и Азербайджаном. По данным «Росгранстроя», к концу сентября реконструкция этого пункта пропуска была завершена на 87%, и Минтранс планирует завершить работы до конца 2023 года.

– По данным министерства, пропускная способность МАПП «Яраг-Казмаляр» вырастет в 3,5 раза до 1 870 транспортных средств в сутки, из которых 1 100 – грузовики, – уточнил Антон Буянов.

Сергей Гришунин отмечает, что рост грузопотока из Турции в Россию также вызывает проблемы на более коротком маршруте через Грузию и МАПП «Верхний Ларс». Этот маршрут часто сталкивается с пробками и закрытием из-за неблагоприятных погодных условий, особенно в осенне-зимний период. В результате более длинный маршрут через Грузию и Азербайджан становится сопоставимым по времени с прохождением формально более короткого пути через Верхний Ларс.

– Развитие автоматизированных интеллектуальных систем мониторинга государственной границы является одной из приоритетных задач нашего государства в 2023 году. Особенно остро эта проблема стоит у нас в России, так как граница у нас просто титанических размеров, но людей на контроль и охрану всего периметра не хватает, – объясняет директор направления облачных решений в «EdgeЦентр» Глеб Сердитых.

Эксперт также отмечает, что сумма в 300 миллионов рублей, выделенная только на обустройство системы на границе в одном регионе, может быть недостаточной в рамках государственной системы. Это подчеркивает важность и масштабность задачи, требующей соответствующих инвестиций.

Напомним, что на границе Азербайджана и России в районе пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» ввели в строй автомобильный мост через реку Самур. Он является частью проекта транспортного коридора «Север-Юг». LR

Тэги: пункты пропуска, Росгранстрой, Минтранс, цифровизация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх