У селлеров свет клином на одном маркетплейсе не сходится

5 июля 2023

Каждый пятый продавец добавил еще одну торговую платформу в течение года после старта

У селлеров свет клином на одном маркетплейсе не сходится

Согласно исследованию Tinkoff eCommerce, в течение одного года количество продавцов, работающих на двух онлайн-площадках, увеличилось на 64%, а их доля на рынке выросла с 13% до 18%. Среди тех, кто начал торговать в 2021 и 2022 годах, каждый пятый добавил еще одну торговую платформу в течение года после старта.

По итогам I квартала 2023 года всего 1% из числа всех продавцов маркетплейсов торгуют на четырёх площадках и более; 3% продают на трех площадках, 18% продавцов продают на двух маркетплейсах и 78% селлеров работают на одной площадке.

При этом исследование показало, что продавцы, которые торговали на одной площадке и подключили вторую, получают почти троекратный рост оборота. Каждая последующая площадка дает двукратный рост оборота.

В первом квартале 2023 года увеличение количества новых продавцов наблюдалось только на трех платформах: Яндекс.Маркет (+39%), Озон (+25%) и СберМегаМаркет (+17%). В то время как на лидирующей площадке Wildberries темпы роста новых продавцов уменьшились на 4%. Каждый пятый бизнесмен, который не торгует на маркетплейсах, планирует использовать эти платформы для расширения своей торговой деятельности.

В первом квартале 2023 года продавцы предпочитали начинать свою деятельность на платформе Озон. Годом ранее лидером среди стартовых площадок был Wildberries. Доля продавцов, работающих на Озоне, увеличилась за год с 23% до 34%. Хотя Wildberries по-прежнему остается самой популярной площадкой, доля активных продавцов на этой платформе снизилась за год с 64% до 52%. Подавляющее большинство продавцов (60%) ежедневно тщательно изучают отзывы о своих товарах.

За последний год число активных продавцов на онлайн-площадках увеличилось на 21%, а в первом квартале 2022 года - на впечатляющие 288%. Огромный прирост, который был зафиксирован в 2020-2021 годах (в три-четыре раза), можно объяснить низкой стартовой базой и "золотой лихорадкой" маркетплейсов, сообщил Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce. Пандемия стимулировала переход бизнеса в онлайн пространство и способствовала быстрому росту числа селлеров. Хотя в 2022 году темпы немного снизились, рынок продолжает расти на 20-30% год к году.

Важно то, что некоторые предприниматели не достигают «точки выживания». Увеличение числа селлеров отражает появление новых продавцов на платформах, но также включает их существенный отток, если бизнес не достигает нужных объемов продаж в определенное время, говорит Илья Кретов. Кроме того, с насыщением экосистемы каждого маркетплейса происходит замена количества продавцов на их качество. Это означает, что на площадки приходят более опытные продавцы, которые работают дольше и одновременно торгуют на нескольких платформах.

В ближайшем будущем рынок будет развиваться не столько за счет притока новых продавцов, сколько за счет укрепления позиций больших и успешных селлеров.

За год доля Ozon среди продавцов значительно увеличилась, составив 34% в I квартале 2023 года, по сравнению с 23% в I квартале 2022. В то же время Wildberries продолжает лидировать по количеству продавцов, несмотря на снижение своей доли до 52% (было 63% в 2022 году). Доля Яндекс Маркета также выросла, составив 10% в 2023 году против 8% в 2022. Доли других маркетплейсов остались практически неизменными.

В первом квартале 2023 года число новых продавцов увеличилось только на трех площадках: Яндекс Маркет (+39%), Ozon (+25%) и СберМегаМаркет (+17%). Wildberries показал снижение темпов прироста новых продавцов на 4%. Если в 2022 году 70% продавцов выбирали Wildberries в качестве первой площадки, то в 2023 году показатель снизился до 44%. В то же время доля продавцов, выбравших Ozon первой площадкой, возросла до 47% в 2023 году по сравнению с 18% в I квартале 2022. Примерно 8% продавцов отдают предпочтение Яндекс Маркету.

По результатам опроса, 60% продавцов на Wildberries и Ozon затрачивают не менее часа в день на обработку заказов, причем 42% из них тратят на это несколько часов ежедневно. Около 60% продавцов каждый день работают с отзывами клиентов, причем каждый второй продавец вынужден отвечать на отзывы самостоятельно. Почти половина продавцов постоянно отслеживает остатки товаров на складе, анализирует продажи и оптимизирует логистические процессы.

В качестве приоритетных задач 55% продавцов указали настройку рекламы, а 43% выделили анализ собственных продаж. Опрошенные считают, что наиболее трудоемкими процессами являются работа с карточками товара, анализ продаж, реклама и обработка отзывов.

Для улучшения рабочих процессов 38% продавцов обращались к экспертам: 22% к специалистам по маркетплейсам, 13% к внешним маркетологам, 9% к друзьям, а 7% искали информацию в интернете. Остальные селлеры обращались к экспертам из разных сфер: юристам, аналитикам, дизайнерам и даже психологам.

Напомним, создание института оператора электронной торговли в ЕАЭС вышло на финишную прямую. Проект предусматривает новую регуляторику для товаров, приобретаемых в интернете. В частности, определяются особенности временного хранения, таможенного декларирования, применения таможенных платежей, возможностей отгрузки с таможенных бондовых складов. LR

Тэги: маркетплейсы, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх