Инвесторы ищут к «Яндексу» паевой подход

6 декабря 2023

Использование закрытых паевых инвестфондом используется в случае, когда покупатели или продавцы хотят сохранить конфиденциальность

Инвесторы ищут к «Яндексу» паевой подход

Общая структура, через которую группа инвесторов может купить российский бизнес Yandex N.V., скорее всего, будет закрытым паевым инвестиционным фондом, узнал «Forbes».

Такой вариант – часть одного из возможных решений по выкупу акций «Яндекса» через единую общую структуру, представляющую интересы «санкционных и несанкционных инвесторов». Это решение «вроде всех устраивает», добавил собеседник издания.

По его словам, на начальном этапе не все покупатели будут публично известны: «И совсем не обязательно использовать ЗПИФ, чтобы решить задачу сохранения их конфиденциальности – именно для этого ЗПИФ может не понадобиться».

С 2022 года «Яндекс» находится в процессе корпоративной реструктуризации, цель которой, как сообщала компания, – продажа всех ее основных бизнесов, включая российские предприятия. Отдельные предложения о покупке не менее 51% «Яндекса» выдвинули миллиардеры Владимир Потанин и Вагит Алекперов.

Летом интерес к «Яндексу» проявляла компания, связанная с семьей главы «Новых людей» Алексея Нечаева. По данным издания, в пул инвесторов, заинтересованных в приобретении долей российского бизнеса интернет-компании, может войти и владелец Kismet Capital Group Иван Таврин (представитель Kismet отрицает интерес Таврина и его компании к акциям «Яндекса»), а также рассматривается участие в ней негосударственного пенсионного фонда «Газфонд».

По состоянию на октябрь эти бизнесмены и структуры, а также генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев (всего семь инвесторов) составляли пул потенциальных покупателей контрольного пакета «Яндекса» по оценке $5,5 млрд с учетом установленного Gравительством 50%-ного дисконта.

В настоящее время обсуждается, как будет оформлена инвестиция «Лукойла» Вагита Алекперова в «Яндекс» – «на менеджеров компании или как-то по-другому».

– На кого будут оформлены паи этого пифа – дело техники. Важны конечные бенефициары, а они не менялись», – пояснил собеседник, близкий к «Яндексу».

– Использование ЗПИФов для выкупа уходящего из России иностранного бизнеса пока не является распространенной практикой, но используется в случае, когда покупатели или продавцы хотят сохранить конфиденциальность, – поделился директор инвестиционного банка Aspring Capital Алексей Куприянов.

Финансовый консультант Антон Иншутин, участвовавший в организации IPO «Яндекса», VK (ранее Mail.ru Group), «CTC Медиа» и других компаний, видит три основные причины использовать ЗПИФ для инвестиций. «Важно, что пайщики (limited partners) могут назначить одного управляющего партнера (general partner). Это упрощает структуру управления, не нужно согласовывать каждое действие с каждым пайщиком в отдельности», – сообщил он. К другим причинам Иншутин относит отсутствие налога на прибыль и возможность быстрой секьюритизации вложений, то есть перевода неликвидных активов в ценные бумаги.

Информация о составе участников ЗПИФ не является общедоступной.

Основной вопрос сейчас при продаже активов иностранцами заключается не в законодательных барьерах, а в размере предоставляемого покупателю дисконта, полагает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

– Полагаю, что в случае с «Яндексом» немалое значение имеет личность покупателя. «Яндекс» уже давно из обычной IT-компании превратился в системно значимого игрока для всей экономики страны просто в силу охвата его бизнесов, вышедших далеко за рамки IT (доставка, недвижимость, маркетплейсы, транспорт, финансовые услуги и т. д.). Это исключительно важная сделка не только для ее участников, но и для государства, поскольку «Яндекс» и контролируемые им бизнесы создают огромное количество рабочих мест, для большинства регионов и федерального бюджета обеспечивают значимую долю налоговых поступлений. Это уже не говоря об объеме движимого и недвижимого имущества, принадлежащего «Яндексу», или имущества, которым он распоряжается в качестве арендатора или лизингополучателя, – отмечает Клеточкин. – Поэтому покупку могут разрешить только российскому лицу с прозрачной структурой владения». ЗПИФ, по его словам, не всегда отвечает данному требованию: могут возникнуть «определенные трудности», связанные с прозрачностью структуры владения «таким гигантом».

– ЗПИФ обладает рядом преимуществ, таких как анонимность собственников, налоговые льготы и гибкость управления. Кроме того, ЗПИФ создается на срок, после которого активы продаются. Но пока форма ЗПИФ не требовалась, поскольку на актив находился достаточно крупный покупатель. ЗПИФ в контексте «Яндекса» фактически означает, что никто не хочет стать его владельцем на тех условиях, которые возможны сейчас, но есть согласные стать участниками проекта с конечным сроком (например, 3-5 лет) по продаже «Яндекса». Главная возможность, которую получат участники проекта – не становиться владельцами «Яндекса» на тех условиях, которые им не интересны, – подытожил аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

Напомним, в рамках планируемой продажи нидерландский холдинг Yandex N.V. создаст российскую дочернюю компанию и продаст долю в ней группе российских инвесторов. В филиал будет внесен почти весь бизнес «Яндекса» кроме некоторых стартапов, которые «с небольшими оговорками» сейчас принадлежат Yandex N.V. LR

Тэги: Яндекс, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх