Российские зерновые экспортеры «не доедают выручки»
27 декабря 2019Мировые цены падают из-за чего контракты приходится исполнять в лучшем случае «в ноль»
В текущем сельхоз сезоне РФ может экспортировать 45 млн тонн зерна, пишет «Коммерсантъ». Однако заработать на этом рынке оказалось не так просто.
После успешного сельхозгода в 2017–2018 году, когда Россия экспортировала рекордные 52,4 млн тонн зерна, обогнав страны ЕС и США, владельцы терминалов первыми попытались увеличить свои заработки. Но в августе 2019-го российская пшеница подешевела до $155 за тонну. Это на $40 меньше, чем за тот же период в прошлом году. По такой цене продавать зерно аграрии не спешили, так как не испытывали проблем с оборотными средствами. В итоге, экспортерам, заключившим контракты на поставку, пришлось их выполнять в лучшем случае «в ноль».
Из-за обострившейся конкуренции из портов на Черном море ушли многие трейдеры. При этом необходимость загружать терминалы сохранилась, чтобы не допустить простоя и убытков. По данным «Ъ», «Мирогрупп ресурсы» готова была платить за зерно по $10 за тонну «сверху», чтобы не допустить простоя Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП).
Под конец года ситуация не сильно изменилась. За рубежом нашу пшеницу можно купить примерно за $217 за тонну (13,5 тыс. руб. по курсу ЦБ на 24 декабря), а местные аграрии не всегда готовы к сделкам за такую сумму.
Эксперты не берутся прогнозировать, когда ситуация изменится, ведь рынок зерна очень переменчив и сильно зависит от погодных условий. Даже за относительно спокойные полгода сезона, котировки российской пшеницы колебались в диапазоне $190-220 за тонну.
Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся ситуацию, интерес к инвестициям в инфраструктуру для экспорта зерна из России не уменьшается. Так, глава ВТБ Андрей Костин уже анонсировал планы по строительству новых терминалов на Черном море. А Объединенная зерновая компания (ОЗК) к 2024 году хочет расширить мощность НКХП с текущих 6,7 млн тонн до 15 млн тонн, на что потребуется 25 млрд рублей.
Группа ВТБ зашла на рынок зерна и за несколько месяцев 2019 года и стала владельцем долей в НКХП, ОЗК и крупнейшего в стране парка зерновозов. Однако недалека ситуация, когда в России появится избыток инфраструктуры, в которую госкомпании продолжают активно инвестировать.
Напомним, недавно Минсельхоз разработал поправки в закон «О зерне», которые предусматривают создание системы контроля над всеми этапами производства и реализации пшеницы. В министерстве уверены, что отсутствие надзора создает риск запрета экспорта зерна. LR
После успешного сельхозгода в 2017–2018 году, когда Россия экспортировала рекордные 52,4 млн тонн зерна, обогнав страны ЕС и США, владельцы терминалов первыми попытались увеличить свои заработки. Но в августе 2019-го российская пшеница подешевела до $155 за тонну. Это на $40 меньше, чем за тот же период в прошлом году. По такой цене продавать зерно аграрии не спешили, так как не испытывали проблем с оборотными средствами. В итоге, экспортерам, заключившим контракты на поставку, пришлось их выполнять в лучшем случае «в ноль».
История вопроса
Пшеничные реки выйдут из берегов: через 15 лет экспорт зерна должен вырасти на 16%
С экспортной субсидии на «проезд сельхозпродукции» снимут географические ограничения
Российское зерно Китаю будут «отдавать» вагонами. И прямо на границе
Как следствие, ожидаемой волны клиентов терминалы так и не дождались. И в сентябре начали снижаться ставки на перевалку. Сейчас они находятся на уровне $12 за тонну.Пшеничные реки выйдут из берегов: через 15 лет экспорт зерна должен вырасти на 16%
С экспортной субсидии на «проезд сельхозпродукции» снимут географические ограничения
Российское зерно Китаю будут «отдавать» вагонами. И прямо на границе
Из-за обострившейся конкуренции из портов на Черном море ушли многие трейдеры. При этом необходимость загружать терминалы сохранилась, чтобы не допустить простоя и убытков. По данным «Ъ», «Мирогрупп ресурсы» готова была платить за зерно по $10 за тонну «сверху», чтобы не допустить простоя Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП).
Под конец года ситуация не сильно изменилась. За рубежом нашу пшеницу можно купить примерно за $217 за тонну (13,5 тыс. руб. по курсу ЦБ на 24 декабря), а местные аграрии не всегда готовы к сделкам за такую сумму.
Эксперты не берутся прогнозировать, когда ситуация изменится, ведь рынок зерна очень переменчив и сильно зависит от погодных условий. Даже за относительно спокойные полгода сезона, котировки российской пшеницы колебались в диапазоне $190-220 за тонну.
Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся ситуацию, интерес к инвестициям в инфраструктуру для экспорта зерна из России не уменьшается. Так, глава ВТБ Андрей Костин уже анонсировал планы по строительству новых терминалов на Черном море. А Объединенная зерновая компания (ОЗК) к 2024 году хочет расширить мощность НКХП с текущих 6,7 млн тонн до 15 млн тонн, на что потребуется 25 млрд рублей.
Группа ВТБ зашла на рынок зерна и за несколько месяцев 2019 года и стала владельцем долей в НКХП, ОЗК и крупнейшего в стране парка зерновозов. Однако недалека ситуация, когда в России появится избыток инфраструктуры, в которую госкомпании продолжают активно инвестировать.
Напомним, недавно Минсельхоз разработал поправки в закон «О зерне», которые предусматривают создание системы контроля над всеми этапами производства и реализации пшеницы. В министерстве уверены, что отсутствие надзора создает риск запрета экспорта зерна. LR
Тэги: экспорт зерна, Минсельхоз
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости